Рецензия

Здесь и далее: иллюстрации Алексея Симоненко

Медный всадник, великаны, наводнения: «Туманные истории» о Санкт-Петербурге

Легенды Петербурга становятся еще интереснее, если в них принимают участие капитан Александр и его друзья-великаны. Обозревательница Майя Ставитская рассказывает о новой детской книге Саши Кругосветова «Туманные истории».

Герой детских историй Саши Кругосветова — неутомимый капитан Александр, который когда-то служил юнгой, участвовал в Синопском сражении, пережил много приключений и теперь в сопровождении спасенных им юных великанов Дола и Зюла, путешествует по разным интересным местам. По прихотливой авторской воле, некоторые истории капитана Александра понятны даже малышам («Великаны», «Киты и люди»), некоторые адресованы скорее подросткам («Архипелаг блуждающих огней», «Остров Дадо», «Суеверная демократия»), а некоторые — пожалуй, и взрослым («Остров Мория», «Пацанская демократия», «Баллада о начальниках»). Сегодня неунывающий герой Саши Кругосветова вернулся к формату приключенческой книги для детей младшего и среднего школьного возраста и рассказывает «Туманные истории» про Санкт-Петербург, в котором он родился, вырос и не был больше десяти лет. Сквозная тема «Туманных историй», объединяющая все новеллы сборника — неразрывная связь между Северной Пальмирой и одним из ее главных символов — Медным всадником. Памятник Петру I работы Фальконе становится здесь не просто культурным объектом, но полноправным действующим лицом книги, материальным выражением души города. Капитан Александр и его верные атланты прибывают в Петербург екатерининских времен аккурат ко времени, когда знаменитый скульптор работает над эскизами памятника бывшему императору. Необыкновенное и даже революционное для своего времени решение монумента в динамике — вместо привычной статики — требовало невиданных прежде подходов к работе. Начиная с эскиза, для которого на наклонный подиум заводили живых лошадей, заставляя вздыматься на дыбы, и заканчивая отливкой, за которую не решался взяться ни один мастер. Новелла «Маэстро Фальконе» обыгрывает процесс создания памятника, в который включаются друзья капитана Александра — двое смышленых обаятельных детей-великанов, обладающих невероятной силой и всегда готовых помочь в хорошем деле. Фигура Петра еще дважды появится на страницах книги. Например, материализуя городскую легенду о явлении конной статуи царя-предшественника Александру I в те тревожные времена, когда на Москву шли воска Наполеона, российский двор готовился оставить столицу, а знаменитый памятник предполагалось эвакуировать, чтобы не оставлять врагу. И тогда конный Петр явился преемнику, чтобы сказать что-то вроде: «Заруби на носу, юноша: покуда я, Петр Великий, стою на своем месте, городу моему нечего опасаться…» Еще одна новелла книги, «Наводнение», в которой знаменитый памятник сыграет важную роль, — камерная, показывающая жизнь маленького человека, в отличие от первой, проникнутой великодержавным пафосом. В ее основу положена история пушкинских Евгения и Параши из «Медного всадника», хотя в интерпретации Саши Кругосветова это скорее метафора беспомощности простого человека перед равнодушно-жестокой государственной машиной, во всякую минуту готовой растоптать. Монумент стоит неподвижно, как и подобает статуе, а совсем было отчаявшихся влюбленных выручают, конечно, юные великаны: «Вот он стоит на своем месте, смотрит вдаль, — возразил Зюл. — Не до тебя ему нынче, у него, видно, свои заботы. Иди-ка лучше домой. Иначе простудишься и заболеешь». Обаяние «Туманных историй» Саши Кругосветова не только и не столько в умении увлекательно рассказать легенду или постмодернистски сыграть в пастиш. Ненавязчиво автор вводит в повествование элементы воспитания, закрепляет у юного читателя человеколюбивые паттерны поведения, а также развивает умение подвергать информацию критическому осмыслению, не становясь объектом демагогических манипуляций, важность которого для сегодняшних детей и подростков невозможно переоценить. «Туманные истории» тренируют в читателях навык различия подлинного и мнимого, напоминают о значимости вечных ценностей, дружбы и уважения к наставникам. Их язык позволяет воспринимать новеллы детям и взрослым, поэтому родители, читающие книгу вслух, тоже смогут оценить мир капитана Александра, словно шагнувшего на страницы книги из гумилевского стихотворения: «Быстрокрылых ведут капитаны — открыватели новых земель, для кого не страшны ураганы, кто изведал мальстремы и мель».

И важный момент: рассказывая о «Туманных историях», невозможно обойти молчанием удивительной красоты иллюстрации Алексея Симоненко в графике и цвете, создающие ощущение праздничного свидания с удивительным городом, который любит вся Россия.


Саша Кругосветов. Туманные истории. АСТ, 2023


Читайте «Литературно» в Telegram


Это тоже интересно: 

Книги марта: до самого рая в горе и в радости


По вопросам сотрудничества пишите на info@literaturno.com