Рецензия

Конфликт отцов и детей в лихие девяностые. Рассказываем про роман «Папа» Павла Манылова — об отношении к деньгам разных поколений одной перестроечной семьи.

Писатель и трэвел-блогер Павел Манылов выпустил роман «Папа», в котором исследует отношение к деньгам и жизненные ценности отца и сына из отдельно взятой перестроечной семьи. О том, чьи ценности выдерживают испытания временем и практикой, рассказывает книжный критик Татьяна Трубина

Конфликт отцов и детей — одна из вечных тем мировой литературы. Какие бы жанровые особенности не проявлялись в сюжетах о противостоянии поколений, это всегда будет разговор о ценностях. В романе Павла Манылова «Папа» перед нами предстает картина слома эпохи, обломки которой служат могильной плитой для отцов и пьедесталом для детей. Альтруист-кардиолог, десятки лет спасающий жизни, оказывается антипримером для своего сына, измеряющего успех и счастье исключительно в денежном эквиваленте.

В 2002 году в неназванной столице некой республики, под которой легко узнается Ижевск, студент пятого курса Константин Счастливцев решает устроиться торговым представителем в фирму по оптовой продаже бытовой химии, косметики и парфюмерии. Мотивация у парня, что называется, от обратного: видя, как его отец-врач, работающий на скорой, едва вернувшись со смены, идет таксовать, чтобы раздобыть немного денег, Костя осознает: профессия в первую очередь должна приносить доход своему обладателю, а не пользу обществу. Но взрослое решение оказывается невозможно осуществить без помощи родителя, ведь у Кости нет своей машины, да и права он получил совсем недавно. В итоге Счастливцев-старший вынужден проводить выходные в поездках по торговым точкам вместе с сыном, а когда Костя становится пешкой в многоходовке московской компании, жаждущей завладеть местным ликеро-водочным заводом, то папа и вовсе готов взять ответственность за проступки наследника на себя.

Рассказывая про таких непохожих, хоть и близких людей, Павел Манылов в своем романе исследует новое общество, сформировавшееся в нашей стране на рубеже веков. Насмотревшись в лихие девяностые на очередных хозяев жизни в малиновых пиджаках, вчерашние школьники больше не хотели быть космонавтами, врачами и учителями. Бизнесмен — вот профессия мечты для тех, кто родился и рос во времена Перестройки. Выбрав в качестве центрального персонажа одного из таких юношей, автор «Папы», в отличие от многих коллег по перу, не обвиняет героя в меркантильности и эгоизме, не вешает ярлыки, раскрашивая все в черное и белое, а показывает первопричины одуряющего желания заработать как можно больше.

Деньги для Кости — своего рода волшебная палочка, с помощью которой можно без труда избыть все семейные ссоры и избавить отца от пагубного пристрастия к алкоголю. Насмотревшись в детстве на вечно ругающихся из-за нехватки средств родителей и сравнив их с семьей своей девушки Насти, чей отец владеет заводом, живет в доме с консьержем и ездит на новой иномарке, герой приходит к выводу, что проблемы в жизни — исключительно из-за маленьких зарплат и устаревших психологических установок, мешающих делать деньги буквально из воздуха.

Для Сергея Семеновича, Пашиного отца, деньги, напротив, не являются ни целью, ни ценностью. Он не видит скрывающихся за богатством возможностей и на протяжении всего романа раз за разом отказывается от любых вариантов подзаработать в рамках своей профессиональной отрасли. Рисуя бескорыстного, получающего удовлетворение от своей работы врача, Манылов, кажется, хотел создать светлый образ благородного человека старой формации, однако из-за этого отказался от возможности сделать образ еще и психологически сложным. Читатель знает, что у Счастливцева-старшего проблемы с алкоголем и догадывается, что причина этих проблем — тяжелая работа и неудовлетворенность жизнью. Однако ни то, ни другое в книге не показывается. По тексту легко можно сделать вывод, что как минимум половина вызовов кардиобригады бессмысленна: все, что требуется от медика, — сделать ЭКГ и измерить давление. Но о том, что творится на душе у героя, когда он в очередной раз берется за рюмку, в романе интеллигентно умалчивается. «Папа» хоть и написан от третьего лица, показывает нам старшего Счастливцева исключительно глазами сына — пусть не всегда понимающего, но любящего, и явно пока не готового встречаться лицом к лицу с демонами родителя, а уж тем более рассказывать о них другим.

История отца и сына Счастливцевых — непретенциозный и искренний роман о семейных ценностях. Может, в нем и нет больших философских затей, зато есть позабытые приметы времени и видно желание автора передать быт и атмосферу одного из наименее осмысленных на текущий момент периодов в истории страны. А также сформулированы и озвучены простые слова о том, что не все в жизни можно измерить толщиной пачки купюр, а креативность в бизнесе куда важнее, чем тупое заколачивание денег. Последние утверждения за те двадцать лет, что прошли с момента действия «Папы», нисколько не утратили своей актуальности и вряд ли потеряют ее когда-нибудь.

Павел Манылов. Папа. АСТ, 2022


Читайте «Литературно» в Telegram


Это тоже интересно: 

Книги декабря: обращаться с осторожностью!


По вопросам сотрудничества пишите на info@literaturno.com