Рецензия

Остановите Землю, я сойду! Рассказываем о романе Юлии Идлис «Гарторикс. Перенос», герои которого могут переселяться на другую неизведанную планету в новые тела.

Юлия Идлис публиковалась в литературных журналах, пишет сценарии для кино и сериалов («Фарца», «Переговорщик», «Бег»), а недавно выпустила первую часть фантастической трилогии о планете Гарторикс, в тела обитателей которой могут переселяться земляне. Книжный обозреватель Александр Москвин рассказывает о первой книге цикла романе «Гарторикс. Перенос».

Иногда, устав от тягот бытия, так и хочется воскликнуть: остановите Землю, я сойду! В трилогии «Гарторикс» у землян появилась возможность покинуть родную планету. Каждый, кто выиграет в особую лотерею или просто получит специальный биохимический номер, в течение двух недель переселяется на далекий загадочный Гарторикс. Точнее, бренное тело навсегда останется в криокамере, а сознание воплотится в организме экзотического иноземного животного и будет существовать практически вечно, меняя обличия.

Действие романа Юлии Идлис разворачивается в 2241 году. В эпоху пневмопоездов и расширения гендерного спектра по-прежнему работает принцип «хорошо там, где нас нет». Ученые почти ничего не знают о Гарториксе, а от тех, кто переселился туда, не поступает толковой информации — лишь мутные и расплывчатые мыслеобразы, похожие на сновидения. Тем не менее, множество землян мечтает совершить Перенос: одни из-за смертельной болезни, другие из-за трудной жизненной ситуации, для воссоединения с близкими или по каким-то другим причинам. А уж лотерея, где зрители голосуют, кому из претендентов достанется заветный номер, и вовсе превратилась в самое популярное на Земле развлечение.

Психологу Эштону удается обманом воспользоваться номером своей беременной жены Мии и перенестись на Гарторикс, но спокойной жизни на новой планете не предвидится. Эштон оказывается в теле огромного боевого ящера — драка. Теперь он должен сражаться в гладиаторских боях за право обрести свободу. Сознание и тело (или, как говорят на Гарториксе, тушка) сосуществуют вместе, но в чем-то автономны — для первого характерно умение мыслить, для второго — инстинкты и навыки. А еще у Эштона обнаружится тайна, способная одновременно помочь ему и подвести под смертельную угрозу. Брошенной на Земле Мие тоже приходится несладко. Ее втягивают в мутные манипуляции с номерами, а вдобавок на горизонте появляется спецагент Дрейк, ведущий сложное и опасное расследование.

Выпустившая книгу «Редакция Елены Шубиной» — импринт издательства АСТ — специализируется на современной российской прозе, но в последнее время в рамках серии «Другая реальность» активно экспериментирует с интеллектуальной фантастикой. Там были опубликованы «Всё как у людей» и «Возвращение “Пионера”» Шамиля Идиатуллина, «Земля случайных чисел» и «Смерти.net» Татьяны Замировской — книги, написанные на стыке жанровой и актуально-премиальной прозы. Роман Юлии Идлис вроде бы тоже находится в этом промежуточном пространстве, но пройти точно по грани у него выходит не вполне.

На концептуальном уровне «Гарторикс. Перенос» в чем-то схож со «Смерти.net» Замировской, где после создания цифрового бессмертия возникает настоящий параллельный мир мертвых, живущий по своим специфическим правилам. Перенос сознания в книге Идлис подразумевает биологическую смерть тела, а значит, здесь тоже предстает секулярная версия послесмертия, доступная не для всех, независимая от результатов земной жизни и не предполагающая возвращения. Впрочем, например, Джеральд Бром в романе «Потерянные боги» даже Чистилище умудрился сделать максимально жестоким, лишенным религиозного антуража.

Однако в сравнении с мирами Брома, создавшего послесмертный кошмар, перечеркивающий земное бытие, или Замировской, сочетающей мистическую поэтичность загробного мира с мертвенной холодностью высоких технологий, Гарторикс у Юлии Идлис выглядит типичной планетой из среднестатистической космооперы. Даже безо всяких сопоставлений ему не хватает некой особой атмосферы, специфического антуража, позволяющего выделиться на фоне множества небесных тел, вращающихся во вселенной российской фантастики.

Так же в круговороте событий романа несколько теряется ключевая идея. Гарторикс населен бесчисленным множеством «тушек» с человеческим сознанием, но нравы там царят довольно бесчеловечные. Все принимают безжалостные правила игры и пытаются разве что обмануть систему, но никак не изменить ее. Эштон, и на Земле бывший далеко не идеалом, чувствует, как утрачивает человечность, хотя иногда изворотливое сознание приходит на помощь там, где недостаточно инстинктов тела. Постепенно приходит понимание, что все ужасы и несправедливости на Гарториксе созданы именно людьми — потому что «ничего другого они попросту не умеют».

«Гарторикс. Перенос» — это еще не полноценное высказывание, тут нет законченной истории, это именно первая книга цикла, экспозиция перед дальнейшими событиями. Здесь раскрыты ключевые персонажи — со всеми их скелетами в шкафу и болевыми точками. Здесь показано два мира: в целом благополучная, но не беспроблемная Земля и суровый безжалостный Гарторикс. Конечно, будущее получилось не очень изобретательным, а другая планета — не слишком оригинальной, зато таящей немало секретов и опасностей. Накал событий, довольно сильный даже в первом томе, в последующих книгах явно возрастет, а значит, впереди еще больше погонь, поединков, предательств, резких поворотов сюжета. И, конечно, поиска человечности — как на Гарториксе, так и в самих себе.

Юлия Идлис. Гарторикс. Перенос. АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2022


Читайте «Литературно» в Telegram


Это тоже интересно: 

Зеркальный лабиринт: зарубежный шорт «Ясной Поляны»


По вопросам сотрудничества пишите на info@literaturno.com