Совместно с премией «Ясная Поляна» портал «Литературно» запустил проект «Прояснилось 2020». Мы попросили разных интересных людей — музыкантов, актеров, журналистов и блогеров — прочесть книги из лонг-листа премии и поделиться впечатлениями. До объявления финалистов в сентябре наши специальные рецензенты каждую неделю рассказывают о книгах «Ясной Поляны».
В этом выпуске: роман Максима Замшева «Концертмейстер» произвел благотворное действие на организм актера Макара Запорожского. Поэт и музыкант Ана Колесникова объясняет, кому нужно читать похмельно-мизантропического «Крысиного короля» Дмитрия Стахова. Критику Олегу Демидову не понравилось «Политическое животное» Александра Христофорова, а блогер Анастасия Глущенко хвалит Валерию Пустовую за смелость «Оды радости».
МАКСИМ ЗАМШЕВ, «КОНЦЕРТМЕЙСТЕР»
Рассказывает Макар Запорожский, актер:
— Роман, безусловно, производит благотворное действие на организм. Я сам глубоко неравнодушен к музыке, миру музыки и истории музыки, так что текст Замшева, его герои и сюжет, тесно переплетающийся с историческими событиями нашей страны XX века, очень откликаются во мне. Поначалу нагромождение деталей и подробностей быта персонажей казалось немного утомительным, хотелось скорее двигаться по сюжетной линии. Впрочем, в «Концертмейстере» нет настойчиво бессюжетной фиксации момента, какую иногда можно встретить у других авторов, например у Уильяма Сарояна. По ходу чтения становится понятно, что все скрупулезные описания в романе (вплоть до погодных условий) — не что иное, как намерение бережно ввести читателя во временной и событийный контекст, аккуратно провести по стезе авторского замысла. Эта книга ценна не только сюжетом, а именно контекстом. Жизнь советской и российской творческой интеллигенции автор рассматривает буквально с лупой в руках. Не исключительно их бытовые условия, но и душевные терзания, нравственные коллизии, которые понятны каждому и сокращают дистанцию между условными интеллигентами и условными простыми людьми — делают всех равными как перед лицом истории, так и перед Богом.
Максим Замшев. Концертмейстер. Азбука-Аттикус, 2020
ДМИТРИЙ СТАХОВ, «КРЫСИНЫЙ КОРОЛЬ»
Рассказывает Ана Колесникова, поэт, музыкант:
Похотливые девки, вовремя не застрелившиеся предатели родины, сентиментальные плаксивые пьяницы с коллекцией марок и брошенных детей, фанатичные эсеры с самодельными бомбами, царская охранка, идейные нацисты, крышующие братки в малиновых пиджаках на тонированных девятках, грудастые жопастые секретарши, коротконогие еврейки, ведомые на убой жидки, коммуняки, полячишки, попики, повзрослевшие гэбистские сперматозоиды, дезертиры, богомолки, моджахеды, мясо в тряпках, голосящие бабы, погромщики, фашисты, видные чекисты, внутренние и внешние враги, подлые тупые злые грязные людишки. Это основное окружение главного героя — специалиста по дератизации, уничтожающего крыс с помощью других крыс, дрессированных, страшно воняющих крыс-каннибалов. Для тех, кто (вдруг) не въезжает в аллегорию, время от времени разъясняется: «Крысы — как люди. Самый большой враг человека — другой человек. Враг крысы — другая крыса. Разница только в том, что одного человека не надо науськивать на другого». Вот, собственно, и все.
Если эта картина мира вам близка, или, напротив, вы так удивлены и заинтригованы, что хотели бы рассмотреть ее во всех деталях — роман для вас. Деталей, кстати, великое множество, описаны они так безупречно ярко, мир нарублен так мелко и аккуратно (книга готовилась 16 лет), все перемешано так тщательно, что полученное блюдо выглядит максимально бутафорским. Не веришь ни слезам ручьями по морщинистым щекам, ни вкусу мыла на губах. Оно бы и не обязательно, если бы всю дорогу в бок не тыкало авторской интенцией «Правда жизни». В эпилоге для таких попутчиков, как я, объявляется: «Все описанное в романе происходило в реальной жизни». Допустим. Автор «сидел в архивах» и собирал «массив материалов». Прекрасно. Это массив «придал роману нечто важное — ощущение правдоподобия». С этим согласиться не могу. Есть ощущение перенасыщенного до абсурдистской пустоты похмельно-мизантропического текста, что не про минус, но и не про правду.
Дмитрий Стахов. Крысиный король. ArsisBooks, 2019
АЛЕКСАНДР ХРИСТОФОРОВ, «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ»
Рассказывает Олег Демидов, критик:
— Какое счастье в 2020 году читать о простых парнях, живущих вне мегаполисов, ухаживающих за девушками, строящих небанальную карьеру и переживающих определенные мужские приключения. Перед нами предстает молодой Аполлон, работающий журналистом где-то на юге. Он все делает играючи. Не боится трудностей. Послали на задание — выполнил с закрытыми глазами. Таким же образом у него складываются отношения с девушками: одна, вторая и далее. С такой же легкостью он попадает под раздачу и ввязывается в драку. Так же уходит в большую политику.
Но почему-то после прочтения книги ничего не остается.
Причина — отчужденность повествования, герой — ни рыба ни мясо, шаблонность диалогов и прочее — все это необходимо, чтобы показать нам как раз таки «политическое животное», которое в рамках украинских событий образца 2014 года идет к власти. Но зачем об этом целая книга, когда можно было бы написать короткий рассказ? Честно признаться, никогда не видел подобных книг: любопытный персонаж, медленно, но не сонно развивающийся сюжет, молодой и перспективный автор — и не цепляет. Надо, наверное, дождаться следующей книги Христофорова. Уверен, она будет интересней.
Александр Христофоров. Политическое животное. Флюид ФриФлай, 2020
ВАЛЕРИЯ ПУСТОВАЯ, «ОДА РАДОСТИ»
Рассказывает Анастасия Глущенко, книжный блогер:
— Я веду дневник класса с четвертого. Все, что я в нем пишу, является глубоко личным, даже глупая детская запись, как прошел день. Не знаю, смогла бы я когда-нибудь опубликовать дневниковые мысли, свои переживания, свою боль. Скорее всего, нет. А вот Валерия Пустовая смогла. Ее книга «Ода радости» — предельно откровенный разговор с читателем о себе и мире, текст, в котором совмещены элементы эссе, дневниковых записей, постов и воспоминаний. В основу романа легли заметки, опубликованные автором в соцсетях в 2014–2019 годах. Валерия Пустовая фиксирует — очень детально, осмысленно и откровенно — свои действия, мысли и эмоции во временной период смерти своей матери и рождения сына. Эта работа — настоящее самоисследование нового опыта, одновременного страшного и радостного. Но! При всем том лично во мне почти ничего не откликнулось. Хотя темы, которые поднимает Валерия Пустовая, животрепещущие и болезненные, авторские размышления оказались мне совсем не близки. Одно могу сказать точно: чтобы опубликовать такую книгу, нужно обладать большой смелостью.
Валерия Пустовая. Ода радости. Эксмо, 2019
Предыдущий обзор «Прояснилось 2020» читайте здесь. Блогер Анастасия Глущенко сравнивает «Землю» Михаила Елизарова с «Криминальным чтивом». Солистка группы «Хадн дадн» Варвара Краминова рассказывает о хитрецах и мучениках из «Немого набата» Анатолия Салуцкого. А писательница Анна Берсенева — о том, как философ Бердяев пошел к философу Маритену и Алексей Макушинский сочинил об этом роман.
В 2020 году в длинный список номинации «Современная русская проза» литературной премии «Ясная Поляна» вошли 39 книг российских писателей, в числе которых Андрей Аствацатуров, Евгения Некрасова, Дмитрий Захаров, Валерия Пустовая, Михаил Елизаров, Ксения Букша и другие авторы. В лонг-лист попали сборники рассказов, исторические романы, антиутопии, семейные хроники и не только. Полный список читайте на этой странице.
Литературная премия «Ясная Поляна» была учреждена в 2003 году и сейчас вручается за лучшее художественное произведение в номинациях «Современная русская проза» и «Иностранная литература». Специальным призом Samsung «Выбор читателей» отмечают книгу, выбранную в открытом интернет-голосовании. В 2017 году в премию была добавлена номинация «Событие», отмечающая значимое, по мнению жюри и экспертов, событие в культурной жизни. На данный момент «Ясная Поляна» — самая крупная ежегодная литературная премия России.
Читайте «Литературно» в Telegram и Instagram
Это тоже интересно:
По вопросам сотрудничества пишите на info@literaturno.com