Совместно с премией «Ясная Поляна» портал «Литературно» запустил проект «Прояснилось 2020». Мы попросили разных интересных людей — музыкантов, актеров, журналистов и блогеров — прочесть книги из лонг-листа премии и поделиться впечатлениями. До объявления финалистов в сентябре наши специальные рецензенты каждую неделю говорят о книгах «Ясной Поляны».
В этом выпуске: блогер Анастасия Глущенко сравнивает «Землю» Михаила Елизарова с «Криминальным чтивом». Солистка группы «Хадн дадн» Варвара Краминова рассказывает о хитрецах и мучениках из «Немого набата» Анатолия Салуцкого. А писательница Анна Берсенева — о том, как философ Бердяев пошел к философу Маритену и Алексей Макушинский сочинил об этом роман.
АНАТОЛИЙ САЛУЦКИЙ, «НЕМОЙ НАБАТ» Рассказывает Варвара Краминова, солистка группы «Хадн дадн»:
«Немой набат» — роман про депутатов, министров, президентов, бандитов, шпионов, простых русских людей, американских агентов, предпринимателей и всех остальных.
Язык книги многообразен и бурлящ, это лоскутное одеяло из сленга, пословиц, присказок, канцеляризмов, маргинальных словечек и цитат поэтов Серебряного века, зарубежных мыслителей, политических деятелей и Игоря Талькова. Это неостановимый поток энергии, он гипнотизирует, погружает читателя в политический контекст, позволяет в полной мере войти в эпоху и не дает вздохнуть. Повествование производит впечатление сжатой пружины: в моменты сюжетных поворотов напряжение нарастает, пружина сжимается, начинаешь ждать, когда рванет. К сожалению, в первой книге взрыва не происходит, хотя он кажется необходимым, отсутствие взрыва разочаровывает и удручает. Но повествование при этом выходит на новый уровень, что обещает пышную развязку во второй книге. Желание читать дальше, вновь пережить подобное возникает не сразу, только спустя несколько дней. Поначалу после финала «Немого набата» чувствуешь лишь раздражение и опустошение.
Роман почти лишен художественности, а одна только политическая повестка не удовлетворяет — здесь крепкая фактура, которой не хватает поэтичности. Отсутствие образности становится почти физически ощутимым ближе к концу первой книги, и этот недостаток делает роман скорее антропологическим, нежели художественным. Зато одновременно ироничный и возвышенный посыл, с которым рассказывается история жизней трех последних поколений в нашей стране, завораживает. Вырисовывается портрет современника — человека своего века, праведника-преступника, интеллигента-крестьянина, сочувствующего и одновременно циничного, хитреца и мученика, который крепко связан со всем, что в России происходило, происходит и может произойти.
«Немой набат» — своеобразный салон Анны Шерер, где все то и дело сверяют часы и ощущают близость перемен, но являются лишь наблюдателями, а не участниками.
Анатолий Салуцкий. Немой набат. Вече, 2019
АЛЕКСЕЙ МАКУШИНСКИЙ, «ПРЕДМЕСТЬЯ МЫСЛИ. ФИЛОСОФИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА» Рассказывает Анна Берсенева, писательница, сценаристка:
— Алексей Макушинский написал о том, как русский философ Бердяев идет к французскому философу Маритену из Кламара в Медон, как по пути он думает о своем отношении к Богу, как разговаривают два философа при встрече — то есть обо всем том, что составляет драгоценное наследие мировой философии и теологии. Это путешествие Макушинский повторил сам — в сегодняшней реальности и с собственными размышлениями на те же темы. В облаке авторской мысли оказываются и многие из людей, живших в то время и связанных как с Бердяевым и Маритеном, так и с Парижем, с его великими предместьями. Это Рильке, Цветаева, Роден, Шестов и другие значимые фигуры их круга. Автор создал с помощью своего рода силовых полей этих личностей насыщенную художественную действительность. Думаю, что «Предместья мысли» — важное интеллектуальное событие нашей литературы.
Алексей Макушинский. Предместья мысли. Философическая прогулка. Эксмо, 2020
МИХАИЛ ЕЛИЗАРОВ, «ЗЕМЛЯ» Рассказывает Анастасия Глущенко, книжный блогер:
— Земля — монументальный труд на 800 страниц, интересный жанровый сплав, в котором довольно органично соединяются философские размышления, любовная история и исследование экономики русской смерти. Основная линия — жизнь одного из главных героев, двадцатилетнего Вовы Кротышева, который с самого детства был похоронных дел мастером: сперва рыл могилки в песочнице, потом служил в стройбате, а уже позже занялся реальным копанием могил, изготовлением надгробий, продажей мест на кладбище и так далее. Обо всем этом Елизаров пишет очень подробно, так что остаться неосведомленными об особенностях похоронного бизнеса и криминальных переделов в России после прочтения «Земли» у вас не получится. Особого упоминания заслуживают стилистика романа, набоковская и немного мистическая манера письма Елизарова, а также множество отсылок к другим произведениям, не только литературным. Чего стоят «отцовские биологические часы», которые сразу напоминают историю героя Кристофера Уокена из «Криминального чтива» Тарантино. Вообще мне кажется, обстоятельного неторопливого разговора про смерть и похоронные дела нашей литературе очень не хватало. Текст Елизарова — долгий, наполненный символами и смыслами разговор на важную тему. Некоторые персонажи выступают в качестве учителей — хранителей священного знания о жизни и смерти. И каждый из них открывает для нас какую-то часть этого знания.
Михаил Елизаров. Земля. АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020
Предыдущий обзор «Прояснилось 2020» читайте здесь. Букблогер Влад Яковлев рассказывает о «мальчике с филфака» из романа Андрея Аствацатурова «Не кормите и не трогайте пеликанов». Литературный критик Ксения Грициенко утверждает, что в «Собирателе рая» Евгения Чижова главный герой — вовсе не главный герой. А музыкант Тима-ищет-свет-Якимов печально ругается на «Чужую жизнь» Елены Долгопят.
В 2020 году в длинный список номинации «Современная русская проза» литературной премии «Ясная Поляна» вошли 39 книг российских писателей, в числе которых Андрей Аствацатуров, Евгения Некрасова, Дмитрий Захаров, Валерия Пустовая, Михаил Елизаров, Ксения Букша и другие авторы. В лонг-лист попали сборники рассказов, исторические романы, антиутопии, семейные хроники и не только. Полный список читайте на этой странице.
Литературная премия «Ясная Поляна» была учреждена в 2003 году и сейчас вручается за лучшее художественное произведение в номинациях «Современная русская проза» и «Иностранная литература». Специальным призом Samsung «Выбор читателей» отмечают книгу, выбранную в открытом интернет-голосовании. В 2017 году в премию была добавлена номинация «Событие», отмечающая значимое, по мнению жюри и экспертов, событие в культурной жизни. На данный момент «Ясная Поляна» — самая крупная ежегодная литературная премия России.
Читайте «Литературно» в Telegram и Instagram
Это тоже интересно:
По вопросам сотрудничества пишите на info@literaturno.com