Обзор

На фото: Илья Кормильцев. Фото: Олег Ракович

Семь интересных историй из первой биографии рок-поэта и издателя Ильи Кормильцева «Космос как воспоминание», написанной продюсером Александром Кушниром.

В издательстве «Рипол классик» вышла книга музыкального продюсера и журналиста Александра Кушнира «Космос как воспоминание». Это первая биография поэта Ильи Кормильцева — автора хитов группы «Наутилус Помпилиус», переводчика Уэлша и Паланика, идеолога и главного редактора опального издательства «Ультра.Культура». Портал «Литературно» выбрал семь интересных историй из новой книги.

Все золото тещи

Чтобы купить диковинную китайскую портастудию фирмы Sony для записи песен в домашних условиях, Кормильцев уговорил жену украсть все золото тещи. Он лично отнес изъятые драгоценности в единственный свердловский ломбард, где приятели-музыканты во главе с Юрой Шевчуком с шести утра занимали очередь. Денег нужно было пять тысяч рублей, примерно столько же стоили новые «Жигули». В итоге на привезенную из Москвы портастудию в свердловских хрущевках были записаны два легендарных альбома «Наутилуса», пластинки группы «Чайф», Насти Полевой и не только. А золото тещи Кормильцев выкупал и перезакладывал еще несколько лет.

Александр Кушнир рассказывает об этом так:

«Тещу Илья пронзительно недолюбливал, что придавало его аргументам особую страсть: Марина! Мы с Урфин Джюсомзапишем новый альбом Жизнь в стиле heavy metal и будем распространять его по всей стране. Это принесет много-много денег, и мы обязательно выкупим золото обратно! <> Это был сеанс супружеского гипноза. Злодей Кормильцев пёр напролом, словно танк, и поэтому сопротивление длилось недолго. Отказать ворожащему супругу оказалось просто невозможно. Как признавалась позже Марина, Илья настолько умел обращать людей в свою веру, что я открыла мамины тайники и выгребла оттуда всё”…»

Омар Шариф говорит по-арабски

У одной из самых знаменитых песен «Наутилуса», в которой «Ален Делон не пьет одеколон», мог бы быть другой припев. Работая над текстом, Илья Кормильцев сперва подумывал заменить знаменитого Делона на актера Омара Шарифа.

В его черновиках есть такой вариант:

«Омар Шариф, Омар Шариф — не пьет аперитив

Омар Шариф, Омар Шариф — не смотрит на разлив

Омар Шариф — говорит по-арабски».

Пыль снежная летит в глаза

Первый продукт совместного творчества Вячеслава Бутусова и Ильи Кормильцева — новогодняя песня «Пыль снежная», написанная специально для праздничной передачи свердловского телевидения. Этот шедевр конца 1983 года сохранился — можно оценить романтический кормильцевский текст, начинающего (правда, слегка размытого) рок-музыканта Бутусова и феерические визуальные эффекты.

Единственная светлая песня в альбоме

Для альбома «Крылья» Кормильцев написал не только стихи, но и пресс-релиз с глубокомысленными аннотациями к каждой песне. Вот несколько примеров:

— «Песня “Крылья” связана с проблемами общения с девушками в условиях становления капиталистического общества».

«“Небо и трава” — религиозный спор опять же с девушками, приспособившимися к существованию в становящемся капиталистическом обществе».

 — «“Человек на Луне” — единственная светлая песня в альбоме, потому что она тесно связана с темой алкоголизма…»

Десять экземпляров ЭТОЙ книги

Запустив издательство «Ультра.Культура», Кормильцев начал публиковать Паланика, Берроуза, Уэлша и не только. Некоторые книги «Ультра.Культуры» вызывали скандалы, обвинялись в пропаганде (терроризма, наркотиков, порнографии), изымались из печати и уничтожались целыми тиражами. Один из первых романов, вышедших в издательстве, назывался «Отсос» — веселый, злой и эпатажный текст английского писателя Стюарта Хоума. По словам Кормильцева, продавцы книжных магазинов вслух название романа на всякий случай не произносили:

«Книга “Blow Job” в аутентичном переводе должна была называться “Минет”. Но маркетологи мне поклялись, что с такой обложкой ее ни один книжный магазин страны не возьмет. Пришлось назвать “Отсос”. Теперь продавцы и дистрибьюторы говорят про нее только шепотом и не произносят название вслух! Типа, мне нужно десять экземпляров ЭТОЙ книги».

Это — моя рука, это — ее рука

В то недалекое время, когда жил Кормильцев, по телевизору еще можно было крутить рекламу пива. Наверняка многие помнят загадочный закадровый текст, звучавший на федеральных телеканалах более полутора лет: «Это — моя рука, это — ее рука. Это — моя нога, это — ее нога…» В финале показывали брутального волосатого дьявола с хвостом и рогами и девушку-ангела с легкими белыми крыльями: «Пиво “Доктор Дизель” — и все-таки мы вместе!»

Как пишет в своей книге Александр Кушнир, «…и никто не догадывался, что этот прилипчивый закадровый текст был сочинен поэтом “Наутилуса”…»

Где я? Кто я?

Альбом «Невидимка» группы «Наутилус» был записан в двухкомнатной квартире однокурсника Бутусова с помощью той самой китайской портастудии, купленной на золото тещи. Работали без барабанов и только по ночам — когда вся аппаратура «собиралась с миру по нитке в близлежащих ресторанах». Единственную в альбоме песню на стихи Кормильцева «Кто Я» Бутусов пел под матрасом и двумя одеялами.

«Для того, чтобы записать припев, Бутусова уложили на кровать, дали в руки микрофон и для лучшей звукоизоляции накрыли двумя одеялами. Сверху “для верности” был положен полосатый матрас. Находясь под этой спальной пирамидой, Слава что есть мочи орал в микрофон: “Где я? Кто я? Куда я? Куда?”, а затем вылезал — весь красный и потный — и начинал жадно глотать воздух».

Текст: Слава Лавочкин


Александр Кушнир. Кормильцев. Космос как воспоминание. «Рипол классик», 2017

Читайте также: 

Александр Кушнир: сейчас Кормильцев ходил бы на митинги