Интервью

Писательница Яна Летт / фото из архива автора

«Но в России фантастика пока остается литературой, которую свои пишут для своих», — писательница Яна Летт размышляет об особенностях фантастического жанра.

Недавно издательство «Альпина» запустило новую книжную серию «Альпина Z», в которой будут выходить фэнтези и фантастика для любителей янг-эдалт. Один из первых романов, опубликованных в рамках направления — «Мир из прорех. Новые правила» Яны Летт, молодой писательницы из Москвы, обладательницы премии «Новая фантастика». О жанре, в котором она работает, новых тенденциях, мировых сказочниках и российских конвентах для любителей фантастических романов Яна Летт рассказала в интервью «Литературно».

Что сейчас происходит с фантастикой и фэнтези в России и мире? Какие тектонические процессы наблюдаются?

Мне кажется, главная тенденция в зарубежной фантастике — постепенное слияние жанровой литературы с мейнстримом. Возможно, дело здесь в особенностях издательского процесса: за рубежом могут позволить себе раскручивать имена, а не серии, а значит больше экспериментировать с синтезом жанров, кроссоверами и тем, что у нас принято называть неформатом. Знаковым в этом плане автором стал Стивен Кинг, который показал, что один и тот же человек может создавать отличные тексты в самых разных жанрах — и ужасы, и антиутопии, и фэнтези, и чисто реалистические романы.

Также происходит смешение текстов для разных возрастов, янг-эдалт все увереннее захватывает новые позиции, ни для кого уже не секрет, что взрослые читают его не меньше, чем подростки и дети. В России, мне кажется, это тоже постепенно развивается — взять хотя бы относительно недавний успех «Дома, в котором…» Мариам Петросян. Этот роман читают и подростки, и взрослые, причем он экспериментален во многих отношениях и заслужил не только читательскую любовь, но и крупные литературные премии.

Это в России или за рубежом?

У нас фантастика во многом все еще остается жанровой литературой, которую свои пишут для своих, этаким закрытым сообществом. В значительной степени это наследие традиций советской литературы. Наверное, здесь есть и плюсы, и минусы, но, думаю, рано или поздно мы все же последуем по западному пути. История литературы показывает, что обычно так и происходит.

Яна Летт / фото из архива автора

А есть ли в жанре какие-то сугубо российские особенности?

Как минимум, славянское фэнтези — например, творчество Марии Семеновой. Из последнего заметного — роман Рубанова «Финист — Ясный сокол», который получил премию «Нацбест». Отличный пример постепенного включения жанровой литературы в мейнстрим.

Можете назвать три имени, которые считаете знаковыми для современной фантастики?

Стивен Кинг, Джоан Роулинг и Нил Гейман.

Почему?

Про Кинга я сказала выше — он вывел жанровую литературу на совершенно новый уровень. По поводу Роулинг, наверное, развернутые комментарии тоже излишни — она не только открыла новую страницу в жанре подростковой и детской литературы, но и показала, что сказка может изменить реальный мир. Какая другая книга за последние двадцать лет до такой степени преобразила современную массовую культуру? Ну а Нил Гейман — самый знаменитый современный сказочник — задал многие тенденции в жанрах фэнтези и магического реализма.

Считается, что вся жанровая литература — прикладная, выполняет какие-то свои специфические функции. Смешение жанров, которое сейчас происходит, изменит это?

Мне кажется, у литературы, независимо от жанра, функции в целом похожи: прежде всего, приносить радость, давать пищу для души, развивать эмпатию. Кроме того, учить думать, развивать эрудицию и воображение, щекотать нервы читателя и так далее. Первичные функции литературы — радость и пища для души — будут выполняться любыми хорошими книгами. Так называемая жанровая литература пока имеет крен в сторону некоторых остальных функций.

Каких?

Например, ужасы щекочут нервы и заставляют испытывать эмоции, которые в реальной жизни нам испытывать особо не приходится (к счастью). Что же касается фантастики, здесь очень многое зависит от конкретного жанра, ведь в соответствии с некоторыми классификациями ужасы, мистика и фэнтези — это тоже фантастика в широком смысле слова.

Научная фантастика, на мой взгляд, в первую очередь развивает воображение. В советское время столько людей мечтали о покорении космоса, великих открытиях — и не последнюю роль в этом играла популярность фантастической литературы. Сейчас такого нет, возможно, потому что фантастика особенно не поддерживается и отчасти вынесена за рамки основного литературного процесса. Но это лишь одна из причин. Просто люди сейчас живут в другом мире и мечтают о другом. И именно поэтому, мне кажется, сегодня более востребованы фэнтези, магический реализм и прочее — как путь эскапизма. В космос уже слетали, неизвестных уголков планеты почти не осталось, а вот другие миры и потаенные уголки нашего собственного сознания манят больше, чем когда-либо, хотя люди всегда очень любили сказки.

Какие события случаются в России в области фантастической литературы?

Я уже два года подряд с большим удовольствием посещаю мероприятие, которое проходит летом в Санкт-Петербурге, — Фантастическую Ассамблею. На нее съезжаются писатели и поклонники фантастики со всей России и не только. Бывают и гости из других стран — мне посчастливилось пообщаться с Феликсом Пальмой и Кэтрин Валенте, а три года назад гостем Ассамблеи был Джордж Мартин. Там проводятся мастер-классы, лекции, конкурсы. Можно пообщаться с писателями вживую — например, туда приезжают Сергей Лукьяненко, Олди, Мария Семенова и другие замечательные авторы. Перед Ассамблеей проходят семинары для писателей и переводчиков. Со своим «Миром из прорех» я участвовала в романном семинаре в 2018 году в группе писателя Дмитрия Казакова, а лекции нам читал Алан Кубатиев. Это был очень полезный опыт для меня и моего текста, не знаю, где еще я могла бы такой приобрести.

Конвент фантастов проводится и в Подмосковье — Роскон, тоже проходит каждый год. Это два главных мероприятия для писателей и читателей фантастики в России.

На что ориентироваться человеку, который хочет разобраться в современной фантастике?

Существует много онлайн-площадок для любителей жанра. Могу рекомендовать сайт «Лаборатория Фантастики», где можно найти рецензии почти на все тексты с фантастическим допущением, от Дяченко до Гоголя. Есть рецензии и на других ресурсах. Самые популярные — у Галины Юзефович на «Медузе», она пишет о разных жанрах, в том числе о фантастике.

Хороший путь — ориентироваться на премии. Если говорить о зарубежной литературе, можно смело идти по номинантам «Хьюго» (литературной премии в области научной фантастики) и «Небьюлы» (лучшие произведения научной фантастики и фэнтези, опубликованные в США).

Конечно, все еще зависит от того, какой жанр вам интересен — фэнтези, янг-эдалт, ужасы, мистика, фантастика… Везде будут свои имена, издательства, тусовка. Если вам интересен янг-эдалт, пользуясь случаем, советую «Альпину Z» — новое направление издательства «Альпина», в котором недавно вышла и первая часть моей трилогии «Мир из прорех», а осенью выйдет вторая. В рамках этой Z-серии опубликовано уже четыре книги разных авторов, и у издательства большие планы: выпускать и зарубежных, и отечественных авторов-фантастов.


Читайте «Литературно» в Telegram и Instagram 


Это тоже интересно:  

Собрания самокритики: как живут в Северной Корее


По вопросам сотрудничества пишите на info@literaturno.com