Обзор

Картина Николая Рериха «Странник Светлого Града»

Прояснилось 2020: читаем русский лонг-лист «Ясной Поляны». Ведущий «Нашего радио» Дмитрий Ленский, актер Павел Михайлов и букблогер Артем Полин рассказывают о книгах.

Совместно с премией «Ясная Поляна» портал «Литературно» запустил проект «Прояснилось 2020». Мы попросили разных интересных людей — музыкантов, актеров, журналистов и блогеров — прочесть книги из лонг-листа премии и поделиться впечатлениями. До объявления финалистов в сентябре наши специальные рецензенты каждую неделю рассказывают о книгах «Ясной Поляны».

В этом выпуске: актер Павел Михайлов сходил в народ  с книгой «Птичка Божия» Татьяны Гладких, ведущий «Нашего радио» Дмитрий Ленский сравнил «Лопухи и лебеду» Михаила Попова с «Живым Журналом», а блогер Артем Полин назвал «Весну народов» Сергея Белякова блестящим исследованием украинской нации.


МИХАИЛ ПОПОВ, «ЛОПУХИ И ЛЕБЕДА: СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПИСКИ»

Рассказывает Дмитрий Ленский, поэт, ведущий «Нашего радио»:

Жанр этой книги определен самим автором. Правда, до конца понять, что же такое «современные» — чему? кому? — записки, сложно.

Лет 20 назад в эпоху начала интернета появился «Живой Журнал», который дал возможность быть услышанными и прочитанными всем, кто мог получить к нему доступ. Помню, на заре существования этой площадки сообщество было закрытым, для своих, а потому необычайно завораживало и интриговало. Новые «современные записки» родились, на мой взгляд, именно там, без жанрового определения, без регламента и без обязательной периодичности. По сути, каждый писал, что хотел и что думал, и у читателя было право: подписываться на автора или нет, комментировать или промолчать. Гораздо позже авторы-тысячники вышли в офлайн, и их записки/дневники/истории/рассуждения обрели материальные тела, запахли полиграфией, являясь по сути — разрозненными умозаключениями автора для «своего!» читателя. Книга Попова напоминает именно такие издания.

Это не чистые дневниковые записи, не мемуары, не просто рассуждения на тему, а все сразу, включая навязчивые неправильные лимерики, разбросанные по всему произведению. Как и авторы ЖЖ, автор «современных записок» падок на игры со словом, отсюда постоянные максимы, авторские афоризмы, перекраивание названий и прочие милые пишущему человеку филологические шалости, которые на поверку могут быть оценены или коллегами по цеху, или очень преданным читателем. Возникающие то там, то в другом месте маститые имена не меняют поверхность книги — она такая же зеркальная и способна отражать лишь самого автора. Да и как возникнуть хотя бы диалогу, если автор, рассказывая о том, что Бахтину нравилось творчество Вячеслава Иванова, закрывает тему так: «Странное чувство — Бахтин не все понимает в литературе». И эта манера проявляется в каждой записке, касайся она древней истории, феминизма, новейшей истории, религии, геополитики, графомании или воспоминаний из детства/отрочества (хотя, пожалуй, история о пятилетнем Мише и генеральной уборке — мила и гораздо глубже, поскольку легко переносится на читателя).

Подводя итог, хочется сказать, что нам явлен Михаил Попов таким, какой он есть и из чего он состоит. Его путешествия во времени (от Ксеркса через Черчилля до Чубайса и Абрамовича, от Гомера через Шекспира до Прилепина, Сорокина и Роулинг) и пространстве (как личные путешествия, так и через исторических личностей). Но по прочтении ты не можешь определить, познакомился ли ты с автором или он просто рассказал о себе монологом настолько плотным и закрытым, что даже учтивое «угу» или кивок со стороны слушателя совершенно не нужны рассказчику. Поэтому, книга будет интересна тем, кто лично знаком и любит автора, кто может безоговорочно принять его суждения и выводы. Той самой категории «своего читателя», которую перешагнули дневники и рассуждения Цветаевой, «опавшие» листья так нелюбимого Поповым, но гениального наблюдателя жизни Розанова и даже дневники Есина, о которых честно пишет автор: «Прочитал тут  в дневнике у С. Есина про себя (все там, конечно, выискивают про себя, и никто не читает остального)». Большинство тех, кого вспоминает сам автор, прочитать «Лопухи и лебеду» уже не смогут.

Михаил Попов. Лопухи и лебеда: современные записки. Издательство журнала «Москва», 2019


ТАТЬЯНА ГЛАДКИХ, «ПТИЧКА БОЖИЯ»

Рассказывает Павел Михайлов, актер, режиссер:  

Эта повесть — хождение в народ. Она, как скрытая камера революционера-народовольца, рассказывает, как народу живется. Причем наподобие камеры из «Трудно быть богом» Германа — ты сразу попадаешь в самое нутро, в самую глубину. И там просто растворяешься. Приближение к народу настолько феноменально, настолько близко, что кажется, вот еще немного протянуть руку и все станет ясно — но внутри не получается двигаться, внутри как будто горизонт событий, и сколько бы ты не нырял вглубь повести, внутри ты только и можешь, что ощущать это невыразимое нечто. И все. Вынырнув, знаешь лишь одно — ты прикоснулся к нему. И от этого восторг. Наверное это и ощущали народовольцы, когда работали в деревнях. Восторг прикосновения, восторг ощущения чего-то, что никак словами не выразить.

Это очень сладостно-восторженное чувство. Спасибо.

И еще. Герой возвращается домой. Как Одиссей. Но не всю жизнь. Но в конце жизни. Но не один день, как Улисс. А полгода. Полгода, немного. Как раз на повесть. Но не соглашусь с автором, что это повесть странствий. Ведь он идет домой, а не просто так. И не так крюкасто, как Одиссей. Хотя и вдоль петляющего Амура. Наверно, это все-таки повесть возвращения. А на возвращение всегда хочется потратить меньше времени. Тем более домой. Тем более — к себе. Поэтому — повесть. Потому что повесть, как птичка — маленькая. Маленькая, но — Божия.

Татьяна Гладких. Птичка Божия. Журнал «Дальний Восток», №5, 2019


СЕРГЕЙ БЕЛЯКОВ, «ВЕСНА НАРОДОВ: РУССКИЕ И УКРАИНЦЫ МЕЖДУ БУЛГАКОВЫМ И ПЕТЛЮРОЙ» Рассказывает Артем Полин, книжный блогер, участник инстаграм-марафона #КнигиНаПоляне:

«Весна народов» — вторая часть дилогии Сергея Белякова о русско-украинских отношениях, первым был объемный том «Тень Мазепы». Это глубокое, основанное на множестве свидетельств и источников, исследование о формировании украинской нации и (после крушения монархии) национального государства. Беляков рассматривает те явления, которые привели к возникновению украинского (малороссийского) национализма внутри Российской империи и украинского сепаратизма в Австро-Венгрии. Наверное, именно в этой монографии впервые так подробно рассказывается о различиях культурной и политической идентификации жителей Большой Украины и галичан в Австро-Венгрии. Сквозь призму времени автор представляет, как сказали бы сейчас, культовые фигуры украинской языковой и этнической самобытности, от Тараса Шевченко и Леси Украинки до Михаила Грушевского и Владимира Винниченко.

В подзаголовке книги отдельно упоминаются Михаил Булгаков и Симон Петлюра: знаковые личности для русско-украинских связей. Родившийся в Киеве, этнически русский Булгаков категорически не принимал «украинство» и считал украинских националистов едва ли не худшими врагами, чем рожденных в черте оседлости большевиков-чекистов (тяжелому и кровавому еврейскому вопросу в Украине Беляков посвящает немало страниц). Симон Петлюра — символ первого, несостоявшегося проекта по созданию украинского государства: в начале своей деятельности этот скромный учитель не был ни русофобом, ни антисемитом, но темная, неотвратимая сила народной революции 1917–1920 годов превратила имя Петлюры в синоним безжалостной этнической ксенофобии.

В книге Белякова буквально по дням изложено, как менялась власть в Киеве и по всей Украине: республика, гетманство, директория, белые, красные, садисты-атаманы, батько Махно и интервенты. Кровь, тиф, продразверстка, голод, неописуемая жестокость — это Гражданская война в Украине: рассказывая о ней, автор опирается только на документы, что придает «Весне народов» особую актуальность в наши дни. Итого: 700 страниц текста, 50 страниц библиографии — это по-настоящему блестящий публицистический нонфикшн.

Сергей Беляков. Весна народов: русские и украинцы между Булгаковым и Петлюрой. АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019


Предыдущий обзор «Прояснилось 2020» читайте здесь. Обозреватель Esquire Максим Мамлыга предполагает, что писательница София Синицкая была заморожена в криокамере, блогер Ирина Богунчик рассказывает про оппозиционеров с нимбами из «Средней Эдды» Дмитрия Захарова, а создатель «Страдающего Средневековья» Юрий Сапрыкин рекомендует читать прозу Татьяны Хохриной с любой страницы.


В 2020 году в длинный список номинации «Современная русская проза» литературной премии «Ясная Поляна» вошли 39 книг российских писателей, в числе которых Андрей Аствацатуров, Евгения Некрасова, Дмитрий Захаров, Валерия Пустовая, Михаил Елизаров, Ксения Букша и другие авторы. В лонг-лист попали сборники рассказов, исторические романы, антиутопии, семейные хроники и не только. Полный список читайте на этой странице.

Литературная премия «Ясная Поляна» была учреждена в 2003 году и сейчас вручается за лучшее художественное произведение в номинациях «Современная русская проза» и «Иностранная литература». Специальным призом Samsung «Выбор читателей» отмечают книгу, выбранную в открытом интернет-голосовании. В 2017 году в премию была добавлена номинация «Событие», отмечающая значимое, по мнению жюри и экспертов, событие в культурной жизни. На данный момент «Ясная Поляна» — самая крупная ежегодная литературная премия России.


Читайте «Литературно» в Telegram и Instagram


Это тоже интересно: 

Авторское право в литературе: как защитить свой текст?


По вопросам сотрудничества пишите на info@literaturno.com