Интервью

Эксперт в области интеллектуальной собственности Александр Кондратенко отвечает «Литературно» на самые распространенные вопросы об авторских правах писателей.

Ни одна область законодательства не порождает столько мифов и неточностей, как авторское право. Часто писатели не осознают своих возможностей по управлению принадлежащими им правами на созданные произведения. Поэтому мы попросили эксперта в области интеллектуальной собственности, директора юридического агентства «Музконтракт» и преподавателя Александра Кондратенко ответить на самые популярные у литераторов вопросы в этой области. Нужно ли оформлять авторские права, куда обращаться при их нарушении и как писателю доказать свое авторство в спорных случаях — об этом и многом другом Александр Кондратенко рассказал «Литературно».

Автор обретает права на свое произведение автоматически? Или для этого произведение нужно как-то зарегистрировать, что-то оформить?

Авторские права возникают в момент создания произведения. В соответствии с положениями Бернской конвенции и статьи 1259 Гражданского кодекса РФ они не требуют какой-либо регистрации или соблюдения других формальностей. Когда произведение (или даже часть) появляется на бумаге (экране компьютера), тогда авторские права уже возникли. И главным доказательством авторства является указание имени автора на оригинале или экземпляре произведения. Вспомните письмоносицу Дуню Петрову из советского фильма «Волга-Волга» и ее знаменитое: «Делайте что хотите, но эту песню сочинила я!» Это иллюстрация факта: чтобы официально стать автором произведения никакой документ не требуется.

Еще раз повторю: как бы невероятно ни звучало, но автор произведения — это просто тот человек, который его создал и имя которого указано на оригинале или экземпляре произведения. Иных доказательств от вас никто требовать не вправе.

Эксперт в области интеллектуальной собственности, руководитель юридического агентства «Музконтракт» Александр Кондратенко

А что тогда значит «регистрация авторских прав»? Популярный запрос в поисковых системах. 

Вообще словосочетание «регистрация авторских прав» не имеет юридического смысла и часто под этим подразумевается совершенно другое действие, именуемое депонированием. Фактически, это заверение экземпляра вашего произведения нотариусом. Дело в том, что прямо доказать авторство романа или стихотворения невозможно. Вдруг, вы  выдаете чужой текст за собственный. Никто не может это со стопроцентной вероятностью подтвердить или опровергнуть. Но если доказать авторство невозможно ввиду его недоказуемости, то доказать наличие оригинала или экземпляра произведения с указанием того, что в качестве автора обозначены именно вы, и удостоверить при этом дату его предоставления — дело выполнимое. И это является хорошим, хотя и косвенным доказательством авторства. Которое наряду с другими непрямыми доказательствами подтверждает, что автор произведения — вы.

Осуществить депонирование оригинала или экземпляра произведения можно у нотариуса. При этом нотариус не удостоверяет авторство, а только вашу подпись на экземпляре. Таким образом, у вас появляется весомое доказательство того, что оригинал или экземпляр произведения существовал у вас на момент предоставления (определенную дату), что подтверждается третьим лицом, вызывающим безусловное доверие. Часто авторы пытаются осуществить депонирование после того, как созданное произведение было показано кому-либо, а то и вовсе обнародовано. Если вы обнародовали произведение, например, выложили в интернет, то никакого смысла в депонировании уже нет, так как его уже мог задепонировать кто-то другой. Если произведение  опубликовано под вашим именем и содержит дату публикации, то необходимость депонирования отпадает. Но лично я в таком важном деле, как авторские права, никаким интернет-ресурсам не доверяю — потому что они сегодня есть, а завтра нет.

Традиционно депонирование экземпляров осуществляют Российское авторское общество и авторское общество «Копирус». Если вы догадываетесь, что наш мир состоит не только из кристально честных людей, депонировать экземпляры произведений необходимо. Хотя есть много других точек зрения на эту процедуру, я высказываю свою.

Если возникает спор насчет авторства, какие еще доказательства, кроме наличия задепонированного экземпляра, могут иметь вес?

Наличие черновиков и рабочих материалов, а также любые другие факты и доказательства, подтверждающие вашу работу над произведением. Например, фото и видеоматериалы, показания свидетелей, заключения экспертов. Именно совокупность таких доказательств является надежной гарантией признания вашего авторства. И еще статья 146 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая разные наказания за присвоение авторства (плагиат), в том числе штраф, исправительные  работы или арест на несколько месяцев. А если человек не просто присвоил авторство, а еще и использовал чужое произведение, то уровень ответственности (и срок тоже) возрастает сразу в несколько раз.

Что говорит закон о плагиате, и как отличить его от цитирования? Ведь использование цитирования официально допустимо.

Плагиат — это использование чужого произведения (или его части) под своим именем. Например, если я взял какой-нибудь отрывок из вашего рассказа и вставил его в свой роман. Сейчас самое время объяснить, что именно защищает авторское право применительно к литературным произведениям. И что такое литературное произведение с точки зрения права. И здесь мы должны разделить произведение на внешнюю и внутреннюю формы. С внутренней формой, содержанием (какие образы и чувства автор передает читателю) мы разбираться не будем, уж слишком эта тема не поддается законодательному описанию. А будем разбираться с внешней  формой — набором букв, объединенных в слова, предложения и абзацы. Так вот: законом охраняется именно внешняя форма произведения, фактически сам текст, независимо от того, хорош он или плох, популярен или непопулярен. Правовой охране подлежит не только внешняя форма литературного произведения, но и части произведения. При этом понятие части произведения многогранно — это может быть отрывок, абзац и даже отдельное предложение, если оно является самостоятельным результатом творческой деятельности и не является общеупотребительным. К части произведения законодатель относит еще несколько объектов — например, персонажей произведения. То есть использование имени или изображения персонажа не допускается без  разрешения автора. Остап Бендер, Чебурашка, Старуха Шапокляк.

Интересный судебный спор приключился между детским писателем Эдуардом Успенским и фирмой, которая зарегистрировала словесный товарный знак «Дядя Фёдор». Автор требовал отменить регистрацию товарного знака, нарушающего его авторские права в отношении персонажа произведения. Но в ходе судебного заседания ответчик предоставил суду несколько экземпляров разных литературных произведений, некоторые из которых были созданы задолго до появления книг про Простоквашино, в которых были персонажи с именем «Дядя Фёдор». Что это значит? Если разные авторы пришли к одинаковым результатам творческой деятельности, то правовая охрана на подобный объект авторского права не может быть предоставлена. Таким образом, претензии Успенского остались неудовлетворенными. Вот если бы это был не «Дядя Фёдор», а например «Кот Матроскин» — тогда дело было бы решено по-другому.

И еще одна важная часть произведения — его название. Оно также может быть охраняемым — в случае, если является самостоятельным результатом творческой деятельности. Как, например, «Мойдодыр» Корнея Чуковского. В судебном порядке было признано самостоятельным результатом творческой деятельности название сценария мультипликационного фильма «Ну, погоди!», за что кондитерской фабрике, выпускающей конфеты с такой же надписью на фантике, пришлось выплатить компенсацию создателям мультфильма.

Так вот, это все было про плагиат, от которого автора защищает закон. Но существует и допустимое цитирование. Его безопасные правила четко определяет Статья 1274 Гражданского кодекса РФ: без выплаты вознаграждения и без согласия автора допускается цитирование в целях раскрытия творческого замысла автора с обязательным указанием имени автора и источника заимствования, а также в объеме, оправданном целью цитирования. То есть цитирование подразумевает использование цитаты в каком-либо контексте, а не отдельно. Например, надпись на кружке «День Победы, как он был от нас далек…» в понятие цитаты не попадает из-за отсутствия контекста и указания автора произведения. А если мы пишем статью о песнях, посвященных Дню Победы, то в качестве цитаты можем привести несколько строчек. Вот так: «День Победы, как он был от нас далек… » (автор В. Харитонов, из песни «День Победы»).

Если писатель видит, что его авторские права нарушаются, куда ему обращаться?

Я очень часто слышу вопрос: почему у нас так плохо защищаются авторские права? И здесь нужно дать небольшой комментарий. Многие авторы считают, что защита их авторских прав — задача правоохранительных органов или иных государственных структур. Это не совсем так, потому что если ваши права каким-либо образом нарушены, то инициатором разбирательства должен быть автор или обладатель исключительного права. Законодатель дает правообладателю множество разных механизмов для защиты своих интересов. И здесь необходимо выбрать правильную тактику работы с нарушителями. Это может быть претензия, требование заключить договор о правомерном использовании, обеспечительные меры по блокировке интернет-ресурсов, обращение в суд с требованием выплатить ущерб от неправомерного использования. Чаще всего правообладатели вместо возмещения убытков выбирают предусмотренную законом компенсацию за нарушение, размер которой определяется судом исходя из критериев «разумности и справедливости». Размер компенсаций может быть очень значительным (!), если дело правильно подготовить и оформить. Примером здесь может быть дело между книжными издательствами «Терра» и «Астрель». Арбитражный суд присудил компенсацию в пользу издательства «Терра» из-за нарушения авторских прав на произведения советского писателя-фантаста Александра Беляева («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля») в размере 7,5 миллиардов рублей (на момент рассмотрения дела — примерно 250 миллионов долларов США). История этого дела сложная, интересная, с множеством юридических тонкостей, которые сейчас не буду пересказывать. Если читателям захочется в нем разобраться и понять, откуда возникла такая сумма компенсации с учетом критериев «разумности и справедливости», они могут самостоятельно ознакомиться с материалами дела.

Поэтому проблема защиты авторских прав имеет такую сторону, которая получила название злоупотребления принадлежащими правами. Это когда размер требуемой компенсации не соответствует размеру совершенного нарушения. Без всякой иронии: сегодня компенсации за нарушения интеллектуальных прав являются одним из самых эффективных механизмов для получения денег. Поэтому авторы и издатели, которые разобрались с юридическими механизмами защиты своих прав, очень хорошо зарабатывают на совершенных нарушениях.

Удовлетворить такую претензию — долгий и сложный процесс?

Конечно, при защите нарушенных прав в суде без опытного адвоката, специализирующегося на интеллектуальной тематике, автору не обойтись. Процесс рассмотрения дел достаточно сложный и редко решается в суде первой инстанции, поэтому нужно быть готовым к тому, что дело не завершится так быстро, как хотелось бы. Каждое второе обращение ко мне связано с нарушением прав. Чаще всего, это эмоциональные приступы, которыми нередко все и заканчивается. Защита нарушенных прав — как в суде, так и в досудебном порядке — требует правильной стратегии, которая разрабатывается с учетом характера нарушения и юридического статуса нарушителя. И, конечно, все это требует значительных  временных и материальных затрат. Надо нотариально зафиксировать факты нарушения, собрать нужные доказательства, установить надлежащего ответчика, заплатить государственную пошлину и так далее.

В любом случае я рекомендую автору составить юридически обоснованную претензию со ссылками на статьи действующего законодательства. Чтобы нарушителю было предельно понятно, что именно он нарушил (кстати, каждый способ использования чужого произведения — это отдельное нарушение). Далее — развернутое описание ответственности за совершенный комплекс нарушений по закону, плюс нотариально заверенные доказательства фактов нарушения. Далее можно использовать свои литературные способности на полную мощь в описании предстоящих «моральных страданий» и «невосполнимых финансовых потерь» для нарушителя в случае, если ваша претензия останется без удовлетворения. Отличным дополнением (впрочем, не имеющим отношения к конкретному случаю) будет список выигранных вами дел.

И еще раз — коротко и предельно ясно — если автор (или его наследники, иные правообладатели) не предпринимают никаких усилий для защиты своих прав, то больше никто не предпримет таких усилий. Задачей государственных органов (судов, законодательной и исполнительной власти) является создание механизмов для защиты, но инициатива, конечно же, должна исходить от вас. Иначе никак.


Скоро на портале «Литературно» выйдет вторая часть интервью с директором юридического агентства «Музконтракт» Александром Кондратенко, в которой пойдет речь о том, как писателю заключать договор с издательством и каким образом распределяются права на произведение, созданное в сотворчестве.


Читайте «Литературно» в Telegram и Instagram 


Это тоже интересно: 

Где слушать новые аудиокниги: обзор сервисов


По вопросам сотрудничества пишите на info@literaturno.com