Текст

Илл.: droider.ru

В ноябре выходит книга «Мобильное кино: 100 шагов к созданию фильма». Публикуем 15 советов, которые помогут понять, как снять свой первый фильм на обычный смартфон.

В ноябре в издательстве «Альпина Нон-фикшн» выходит книга «Мобильное кино: 100 шагов к созданию фильма» известного рекламщика и инициатора проекта Mobile Filmmake Максима Мусселя и сценариста Ольги Кононовой. В этом руководстве для начинающих режиссеров дается 100 конкретных советов: как снять на смартфон свой первый фильм — от сценария и подготовки к съемкам до финальных титров и продвижения на фестивалях. «Литературно» выбрал 15 интересных советов, которые помогут понять, как делается мобильное кино.

Оставьте сомнения

В мобильном кино еще нет авторитетов, все, что вы снимете, будет свежим и уникальным. Этот вид творчества возник не так давно, примерно в 2005 году. По крайней мере именно тогда появились специализированные конкурсы, а чуть позже фестивали большого кино стали принимать фильмы, снятые на мобильный телефон. Здесь еще нет правил и стандартов — только авторы, которые ищут новый визуальный язык. И вы можете присоединиться к ним. У вас есть шанс найти новый способ съемки, метод повествования, уникальную историю, которую можно рассказать только с помощью смартфона. Но как придумать что-то новое?

Отстройтесь

Любое обучение, а особенно самообучение, строится на копировании, переосмыслении и присваивании чужого опыта. Конечно, вам придется смотреть большое кино. Но вы постоянно должны помнить о том, что творите в принципиально новом формате, недоступном киноиндустрии. В большом кино есть бюджеты, давление продюсера, многочисленная команда, необходимость соблюдать сроки и приносить прибыль, цензура, коммерческий прокат. У вас есть мобильность, полный контроль над процессом и свободный доступ к зрителю. Ваша задача — нащупать в себе художника и создать свой творческий метод. А он складывается из вашего опыта и того, во что вы верите. Это мое или не мое? Это выражает меня или кого-то другого?

Не выдумывайте лишних препятствий

Для съемок вам нужен только смартфон. Решение сделать мобильный фильм не должно повлечь дополнительных расходов. Просто доставайте из кармана ваш гаджет и приступайте к делу. Не нужно отговорок, что модель допотопная, камера слабая и картинка выглядит, как будто некачественная пиратская копия. Берите смартфон, который есть у вас сейчас, и задайтесь вопросом, какой материал, снятый с его помощью, будет выглядеть наиболее выигрышно и интересно. Может, нечеткое изображение подойдет для истории в ретростиле, а расплывчатые тени на экране помогут создать атмосферу ужаса в хоррор-фильме. Используйте наилучшим образом те возможности, которые у вас есть.

Здесь и далее иллюстрации Марии Куртаковой

Уточните идею

Чтобы сделать репортаж о каком-то событии, вам достаточно оказаться в нужном месте в нужное время и поймать драйв. Для игрового фильма вам уже необходим сценарий. В основе любого сценария лежит идея. Для видеоэссе сценарий необязателен, но продуманная и проработанная идея тоже нужна. Если вы единственный член съемочной группы, сценарий можно не записывать, но обязательно хорошо продумать, что именно вы собираетесь снять. Для этого достаточно ответить на несколько вопросов. Что вы хотите сказать своим видео? Чем ваш ролик будет непохож на остальные? Почему зритель должен посмотреть его? Ответив на эти вопросы, вы уточните свою идею. Затем придумайте несколько вариантов ее воплощения. Как мог бы выглядеть ваш фильм? Где происходит действие? Кто или что главный герой? Может быть, герой вашей истории — это вы? Попробуйте пересказать вашу задумку друзьям. Но не для того, чтобы получить их одобрение. Сейчас вас интересует только, поняли ли они, что вы хотите сказать. Отвечая на вопросы, вы точнее сформулируете для себя, о чем будет фильм.

Изучите настройки камеры

У современных мобильных телефонов мощная камера, и ее параметров вполне достаточно для создания мобильного фильма. Обычно у вас есть возможность выбрать качество записи 720p, 1080p или 4K. Если у вашего телефона две камеры, то основная обычно снимает в более высоком разрешении, чем фронтальная (селфи-камера). Конечно, лучше всего снимать в максимальном разрешении, но не забудьте, что ролики при этом занимают много места в памяти. Оптимальным для съемки, последующего монтажа и показа онлайн сегодня считается формат 1920 × 1080 и скорость 24 кадра в секунду. Заранее установите эти параметры в настройках вашего аппарата.

Снимайте незаметно

Если не хотите, чтобы окружающие заметили, что вы снимаете видео, не стесняйтесь идти на хитрости. Сделайте вид, что фотографируете, а сами снимайте видео. Притворитесь, что разговариваете по телефону или слушаете музыку в наушниках, а сами снимайте видео. Держите телефон перед лицом на вытянутой руке и стройте глазки экрану, как будто делаете селфи, а сами включите основную камеру и снимайте видео. Изобретайте свои способы и уловки. Для мобильного режиссера важно не нарушать естественности происходящего. Невмешательство в окружающую действительность — один из ключевых принципов мобильного кино.

Договоритесь с вашим персонажем

Смартфоном вы можете снимать практически везде. Исключения составляют частная территория, режимные и стратегически важные объекты. В общественных местах снимать можно свободно, в том числе и людей на улице. Но если прохожие не просто фон, если вы сделали человека из толпы героем вашего произведения, то стоит договориться с вашим персонажем заранее. Если все-таки не удалось получить согласие, то снимайте так, чтобы лицо целиком не попало в кадр и его невозможно было опознать. Если вы снимаете за рубежом, изучите местные законы.

Снимайте больше 

Помните, что вы снимаете не куски фильма, а материал, который потом при монтаже соберете в фильм. Чтобы было из чего выбирать, снимайте побольше материала. Поначалу вам сложно будет просчитать, что пригодится, а что нет. Это умение придет с опытом. Если вы снимаете повседневную действительность, то легко сможете доснять недостающее позже. Но если вы снимаете мероприятие или поездку, постарайтесь запечатлеть все, что вас интересует, и еще немного, просто на всякий случай.

Приложения для записи звука 

Звука, записанного непосредственно во время съемки, вполне достаточно для решения большинства творческих задач. Но если хотите, то можете записать звук для фильма отдельно, чтобы использовать его потом при монтаже. Например, звон колоколов, стук колес поезда, шум дождя, чириканье воробьев. Для таких целей стоит применять дополнительные приложения для записи звука, в лучших из которых есть те же функции, что и в профессиональной звукозаписывающей технике.

Снимайте образно

Снимая фильм, вы рассказываете историю посредством изображения. Каждый кадр вашего фильма, как и слово рассказчика, должен иметь смысл. С самого начала старайтесь снимать образно. Для этого вам нужно осознать или почувствовать, что и зачем вы снимаете. Не фиксируйте все подряд в надежде, что потом что-то склеится. Старайтесь проводить отбор осмысленно. Каждое изображение на экране имеет значение и несет информацию. Поэтому, нажимая «Запись», спросите себя: «Что именно в этой картинке мне интересно? Какой образ я фиксирую?»

Создайте первое впечатление

Очень важно правильно выбрать первый кадр. Фильм может начинаться не только с изображения, но и со звука при темном экране. В любом случае первый кадр, как эпиграф, готовит зрителя к восприятию, создает нужное настроение. В первом образе, как в капле воды, отражается все последующее повествование. И, конечно, ваша задача — сразу захватить внимание зрителя.

Свободная музыка

Чтобы не быть «забаненным» за нарушение авторских прав, используйте музыку, распространяемую под так называемой свободной лицензией. В интернете достаточно музыкальных библиотек (даже на YouTube), в которых вы можете скачать такие треки. Эти хранилища созданы специально для кинематографистов, рекламщиков, репортеров — то есть и для вас тоже. Еще один вариант — научиться создавать музыку самостоятельно. Если вы не музыкант, попробуйте найти среди своих друзей или френдов в соцсетях музыканта, которого заинтересует ваш проект. Может быть, он не откажется написать музыку бесплатно.

Отправляйте фильм на фестивали

Во многих фестивалях короткого метра можно участвовать с фильмом, снятым на мобильный, главное для организаторов — художественные достоинства. Кроме того, вас приятно удивит количество фестивалей и конкурсов мобильного кино уже существующих в мире. Разошлите фильм по всем фестивалям, которые найдете в сети. Это станет началом жизни вашего фильма. Возможно, вы станете призером, а возможно, и нет. Но, помимо награды, есть и другие причины участвовать в фестивалях — вы покажете свой фильм на большом экране и пообщаетесь с единомышленниками. Фестивали по всему миру сегодня активно устраивают живые показы. Чем больше людей видят фильм, тем лучше. Фильм живет, когда его смотрят.

Упростите для себя рассылку

Если у вас недостаточно времени, чтобы рассылать фильм по сотням фестивалей самому, вы можете воспользоваться специальными сайтами-агрегаторами, например, FilmFreeway.com. Загрузите туда фильм и свою биографию, и сайт сам предложит фестивали, требованиям которых соответствует ваш ролик. Дальше вам останется просто подтвердить свое участие нажатием одной кнопки. Часто это бывает бесплатно, некоторые фестивали требуют взнос в размере от 5 до 20 долларов, сумма списывается с карточки.

Что дальше

Не останавливайтесь, пробуйте новые приемы, изучайте свой и чужой опыт, ищите новые возможности. Приступайте к созданию второго фильма в конце работы над первым. После второго не медлите с третьим, четвертым, пятым и так далее. Это поможет вам не зацикливаться на неудачах, а делать фильмы лучше и лучше. Делайте следующий фильм непохожим на предыдущий, например, каждый раз снимайте его в новом жанре. Попробовав несколько жанров и форматов, вы сможете понять, что вам интересно по-настоящему. И вот у вас уже есть опыт и направление, в котором вы хотите развиваться. Так начинается серьезная жизнь мобильного кинематографиста.

Полезные книги ( подборка от Максима Мусселя и Ольги Кононовой)

Дмитрий Долинин. Киноизображение для «чайников», Издание автора, 2009.

Остин Клеон. Кради как художник. МИФ, 2013.

Дэвид Линч. Поймать большую рыбу. «Эксмо», 2009.

Юрий Лотман. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. «Ээсти Раамат», 1973.

Роберт Родригес. Кино без бюджета. МИФ, 2014.

Андрей Тарковский. Лекции по кинорежиссуре. Журнал «Искусство кино», №7–10, 1990.

Борис Успенский. Поэтика композиции. «Искусство», 1970.


Максим Муссель и Ольга Кононова. Мобильное кино: 100 шагов к созданию фильма. «Альпина Нон-фикшн», 2017


Читайте «Литературно» в TelegramInstagram и Twitter


Это тоже интересно:

Здесь была Бритт-Мари: читать или смотреть?


По вопросам сотрудничества и рекламы пишите на info@literaturno.com