Действие нового фэнтези-романа Алексея Ларина «Школа Бессмертного» разворачивается в параллельном мире, где Кощей Бессмертный, Елена Прекрасная, Змей Горыныч, Садко и другие герои русских былин и сказок ведут себя подобно греческим богам: любят, ссорятся, шпионят, дружат и мстят, плетут интриги и борются за власть. В их опасных играх участвуют и земные люди, попавшие в этот мир. В том числе и мальчик Костя, который отложил возвращение домой ради учебы в школе колдовства.
В некоторых царствах, в некоторых государствах, у Лукоморья и по берегам Молочной реки живут-поживают знакомые нам с детства Колобок и Иван-царевич, царь Салтан и князь Гвидон, Марья Моревна и Жар-птица, Соловей и Финист. А еще здесь два мальчика и девочка поступили в школу волшебства, живут в необычной башне с тайными комнатами и проходят испытания. Один из мальчиков непонятно-как-выжил. У каждого из подростков есть питомец. Между одним из мальчиков и девочкой возникает особая симпатия, а все трое они — лучшие друзья. Если показалось, что эти ребята из какой-то другой вселенной, вам показалось. Яна и Олег — дети Гвидона. Костя прибыл из нашего мира — того, который за окнами. Но он потомок Пушкина, а Пушкин — потомок создателя мира здешнего. Если есть Создатель, есть и тот, кто против него бунтует. Главный смутьян в сказочно-пушкинском мире — Кощей Бессмертный. Талантливый исследователь если и слышал о научной этике и просто морали, то по их поводу не переживает. Когда появляется человек — в момент зачатия или родов? Зачем гадать: расставим камеры внутри тела женщины и будем в прямом эфире наблюдать и зачатие, и роды: «Вот тут у нас влагалище, вот мы проходим в матку…» Надо же как сопротивляется абортируемый, дергает крохотными ручками и ножками, отодвигается от иглы Кощея! Еще не родился, а уже не хочет умирать.
Патологоанатом и генетик, астроном и философ, сильный колдун и биологизатор, Кощей откровенно слаб в психологии. Тысячелетия психиатрической мысли и столетия развития психотерапии коту Баюну под хвост. Для человеческих отношений у Кощея нет формулы: «Уравнения еще не написаны». Аутизм он считает неспособностью взрослеть, уверен в том, что первый взялся это «поправить», и мечтает удалить его из мозга хирургическим путем. Любит мучать детей однотипными вопросами: зачем, зачем да зачем вам колдовать? Явно при этом не в курсе, что пользуется классической кпт-методикой выявления глубинных убеждений — техникой падающей стрелы.
Теперь представьте, что вместо блестяще образованного, мудрого, этично-тактичного Дамблдора в школе волшебства такой вот директор, и вы поймете, что жизнь у Кости, Яны и Олега совсем не хогвартс.
В книге Алексея Ларина «Школа Бессмертного» замноготочен мат и проговорено, что квас, который пьют дети, их не пьянит. К нервоохранным мерам стоило бы добавить trigger warning перед главой, в которой заживо зажаривают животных. С благой целью, понятное дело, чтобы дети ради спасения своих питомцев в скором темпе научились колдовать. Многочисленные «шоу ужасов» в Школе Бессмертного дают возможность поразмыслить и о совместимости гения и злодейства, и о слезинке ребенка как цене счастья мира, и о том, кто будет лечить травмированных таким школьным обучением детей, если единственный в мире ученый считает, что законы психологии пока не открыты и что главная причина суицидов — это «иголочка в ДНК».
Дети покорно сносят кощееву педагогику, и только Яна иногда пытается сопротивляться: «Что у тебя за испытания такие все время — с кровью и с мясом?!» Сносят, потому что очень хочется научиться управлять стихиями и обращаться в животных. Потому что Школа Бессмертного — единственное образовательное учреждение на сто волшебных верст. А еще потому что другого не видели: мир за стенами их башни — это мир чудес и ужасов.
Здесь волшебный камень Лонгир продлевает жизнь на тысячи лет. Пером Жар-птицы можно писать историю мира. Здесь можно обернуться дельфином или русалкой, можно отдохнуть по-человечески — поужинать икрой черной, красной и заморской баклажанной под гусли-самогуды в «Семи сапогах». А еще здешние любители ягодного кваса и травяной бани устраивают медвежьи бои, людям могут «оторвать муди» или казнить путем откусывания головы гигантским волком. Рабы стоят дешевле лошадей, «бабы» совсем не в чести, беременную девушку как «обмаранную» бьют и гонят всей деревней. Группа рабочих после нелегкого трудового дня расслабляется, насилуя девятилетнюю девочку. Если выписать все ругательства, которыми обращаются друг к другу здешние жители, можно смело нести в издательство «Большой словарь брани всех миров». В нем будут веселый «пенек когалымский», малоприятное «драть меня в четыре дырки» и экзотическое «твоя ж маракуйя».
В мире мудрящих друг против друга не особо мудрых колдунов назревает серьезный конфликт. «Царица, царевич, дворцовые интриги…» Из Колобока выходит отличный шпион. Краски сгущаются. «Но это точно война?» Строится верфь, собирается флот. «Но я же вижу — будет война». Остров Буян укрепляют. Самое страшное, что оружие намечается не только волшебное: «Сидишь, кнопочку нажимаешь, а ракета — фью! И нет чужого корабля. Или города». Надо отдать должное заброшенным в этот мир землянам: почти все они, подобно историкам из повести братьев Стругацких «Трудно быть богом», войны не хотят и стараются здешних умиротворить. Тщательно, почти на тысячу страниц, прописанный мир «Школы Бессмертного» вырастает из предыдущей книги «Возвращение Бессмертного» и просится в следующий том. Будем надеяться, что в третьей книге цикла «Ошибка сказочника» выручившие своих животных Костя, Яна и Олег используют все кощеевы знания, чтобы спасти как можно больше волшебников и людей.
Автор рецензии Слава Лавочкин
Читайте «Литературно» в Telegram