Рецензия

Фрагмент обложки романа Татьяны Млынчик «Ловля молний на живца»

Электричество, широкие штаны и Питер нулевых — «Литературно» рассказывает про дебютный роман петербургской писательницы Татьяны Млынчик «Ловля молний на живца».

«Ловля молний на живца» — дебютный роман молодой писательницы Татьяны Млынчик, который недавно вышел в издательстве «Эксмо» после победы в конкурсе литературной смены форума «Таврида» в 2020 году. Главная героиня, которая живет и взрослеет в Петербурге нулевых, обнаруживает у себя странную особенность: время от времени из нее наружу вырываются мощные электрические разряды. Редактор «Литературно» Арина Буковская рассказывает, о чем еще этот роман, каким читателям он может понравиться и почему она рассчитывает на продолжение.      

Электричество, взросление, широкие штаны и Питер нулевых — об этом «Ловля молний на живца», если коротко. Если подробнее, то сюжетно роман Татьяны Млынчик закручивается по двум направлениям. Первое — это любовь хорошей девочки Маши к недоброму красавчику по прозвищу Шалтай, который играет ню-метал, горделив, хамоват, психопат, а до кучи систематически получает по морде от злого отчима и работает на мусоровозе, чтобы платить за учебу в техникуме. Девочка же, хоть и хорошая, обеспеченная и благополучная, но тоже не из мира «пеналов с разноцветными ручками», а из тех, кто утром перед школой может бахнуть водки, за компанию аскает на Малой Садовой, носит кольцо в губе, дырявые джинсы и красные волосы. Вообще, на мой взгляд, это самое привлекательное в «Ловле молний на живца» — эстетика питерских тусовок времен неформальной юности некоторых нынешних тридцатилетних-плюс. Тот, кто вспоминает с симпатией разношерстные компании музыкантов, спивающихся интеллектуалов, всевозможных беспечных ездоков и прочих сочувствующих, которые кучковались в переходах и на людных улицах с гитарками и портвейном «Алушта», того книга Татьяны Млынчик может ностальгически зацепить и порадовать — львиная доля событий происходит здесь примерно в таких декорациях. Второе же направление, по которому развивается сюжет — странные отношения девочки Маши и электричества, отраженные в названии романа. Ее отец — физик, после развала Союза переквалифицировавшийся в биржевого брокера — отправляет дочь учиться в Политех. Там бывший друг отца, эксцентричный профессор, оказывает ей особое внимание. В какой-то момент Маша замечает у себя загадочные способности — суперсилу, которую не может контролировать. Время от времени суперсила вырывается из Маши и бушует. Кроме суперсилы в Маше бушуют гормоны, любовь, ревность, протест против системы, жизнь ее бурлит и сверкает. До тех пор, пока не становится понятно, что из-за неуправляемых суперспособностей эта самая жизнь — под угрозой.

Из вышеназванных составляющих — Питер, неформалы, нулевые, любовь, подростки, суперсила — могла получиться абсолютно любая история: эпичная, яркая, камерная, скучная, пошлая и так далее. На мой взгляд, у Татьяны Млынчик она вышла не до конца доделанная. С одной стороны, для современной российской прозы подобный текст — явление в некоторой степени даже дефицитное: чтобы и сюжетность, и экшн, и интересное фантастическое допущение, и легкое быстрое повествование, и некая при этом глубина, исследование реальности в разных ее проявлениях. Такое нам сейчас дают в переводе, а на русском пока не слишком балуют, хоть все к тому идет. С другой стороны, основное впечатление, которое оставляет роман «Ловля молний на живца» — заметная недокрученность отдельных его элементов: сюжетных линий, фантастических задумок, кульминационных и прочих сцен. Например, два главных направления книги — улично-тусовочное и электрически-политеховское — сперва вполне гармонично сочетаются, но затем второе резко перетягивает на себя внимание, а первое бросается практически вовсе, как не было его, вместе с персонажами, на которых раньше держался интерес. То же происходит с отдельными сюжетными идеями, симпатичными и многообещающими, но по каким-то причинам оставленными на произвол судьбы. Например, есть линяя о загадочной внутренней связи главной героини с людьми, которым не повезло огрести от ее суперсилы. Но из-за того, что даже к финалу нам про эту штуку, данную впроброс, абсолютно ничего не объяснили, то перспективная линяя лишней ниткой торчит из разлохмаченной ткани повествования. Ну и далее по тексту. Хоть в целом роман состоит из ярких интересных элементов, по итогам их недостаточно продуманной компоновки и склейки он несколько расшатан, как неправильно собранный икеевский шкаф.

Зато тут есть питерские вписки, слэм в клубе «Молоко», репточка в «Леннаучфильме», любовь к плохому парню, эстетика саморазрушения, отношения с родителями, попытки разобраться во взрослом мире и прочие места и явления, о которых Татьяна Млынчик рассказывает с эффектом погружения. А что касается острой сюжетной недостроенности, возможно это специальный хитрый ход с прицелом на будущее — на продолжение истории для читателей, которые не особо поняли, что вообще с героями в первом томе произошло. Лично у меня остались десятки вопросов к сюжету, и если автор выпустит сиквел, где на них будут даны ответы, я первая займу очередь на предзаказ.


Читайте «Литературно» в Telegram и Instagram


Это тоже интересно: 

Водка, войны, пацаны: пять книг о постсоветской России


По вопросам сотрудничества пишите на info@literaturno.com