Рецензия

Слегка иронические и почти классические: рассказываем про детективы Наталии Новохатской, действие которых происходит в России девяностых и нулевых годов.

Издательство Aegitas выпустило цикл детективных романов журналистки и писательницы Наталии Новохатской, действие в которых происходит в России после перестройки. Обозреватель Лика Морозова рассказывает «Литературно» про первый текст этой серии «Гобелен с пастушкой Катей» — слегка иронический и не совсем классический детектив про девяностые без братков и разборок.

Детективный роман Наталии Новохатской «Гобелен с пастушкой Катей» — первая из серии книг про Катю Малышеву, ставшую в девяностые годы по стечению обстоятельств сыщиком-самоучкой. Обычно к тому или иному жанровому тексту можно легко прикрепить ярлык из уже существующих подвидов — для детектива это, например, приставки «иронический», «крутой», «классический», «психологический» и так далее — но в случае с циклом романов про Катю Малышеву простоты не получается. Поджанр текстов Новохатской можно охарактеризовать как «детектив с оговорками». Потому что на каждый существующий ярлык, который формально к этим книгам подходит, есть свое большое «но», не позволяющее с чистой совестью его использовать. Однако прежде чем исследовать эти оговорки, поговорим про главную героиню и серию в целом.«Гобелен с пастушкой Катей» Наталии НовохатскойЖурналист и редактор Наталия Новохатская награждает героиню своих книг Катю Малышеву подобной же профессией, чтобы верно выписать окружающую ее среду. Катя мирно работает в издательстве «Факел», но бурная жизнь начала девяностых годов упорно толкает ее в пучину интриг, расследований и событий из ряда вон выходящих. Другой бы плюнул на проблемы окружающих, но Катя, вдобавок ко всему, оказывается еще и весьма сердобольной девушкой, и высокий уровень эмпатии ведет ее прямиком в хитросплетения детективного сюжета. В «Гобелене с пастушкой Катей» примерно так все и начинается: давний знакомый просит героиню подежурить один день в доморощенном сыскном агентстве, после чего она уже не может остаться в стороне от чужих неприятностей. Еще вчера Катя спокойно редактировала чужую графоманию в издательском кресле, а сегодня уже видит вокруг большие деньги, влиятельных людей и их роковые тайны.

А теперь вернемся к оговоркам, упомянутым в самом начале.

Оговорка первая: классический детектив

Название первой книги серии навевает ассоциации с классическим детективным романом, в котором действие происходит на просторах чопорной Англии, убийца, возможно, дворецкий, и на него в конце истории нам аккуратно укажут пальчиком во время традиционного собрания персонажей. Действительно, в «Гобелене» можно выделить черты классического детектива. Например, четкое следование детективной линии и никакого распыления. Роман надежно угнездился в рамках жанровой прозы, не пытается казаться чем-то иным. Однако ни классического профессионального сыщика (несмотря на наличие детективного агентства), ни сбора материальных улик, ни научного строгого подхода к поиску подозреваемых здесь нет. «Гобелен с пастушкой Катей» зачастую напоминает просто бытописание, в рамках которого вполне себе рядовые для своего времени герои попадают в обстоятельства исключительные, но возможные. Ассоциировать себя с Катей Малышевой и ее друзьями куда проще, чем с Эркюлем Пуаро или Шерлоком Холмсом.

Оговорка вторая: иронический детектив

В рамках существующей традиции, думая про иронический детектив, мы сразу представляем себе милую и нелепую героиню, которая постоянно влипает в неловкие ситуации, садится на торт, промокает до нитки или смешно не понимает чего-то очевидного. Но, вообще-то, ирония — это не есть комедия положений, и детективы про Катю Малышеву, в которых никто не садится на торт, тем не менее можно назвать ироническими. Здесь юмор живет не в карикатурных ситуациях, а в диалогах хорошо образованных персонажей, чаще всего — между Катей и ее приятелем Валентином, владельцем детективного агентства, которые бесконечно посмеиваются друг над другом. Кстати, да, в этом романе есть описание настоящей дружбы между мужчиной и женщиной, основанной на сходстве характеров и чувстве юмора. Есть и любовная линяя, которая вроде как и присутствует, но всегда на заднем фоне, не тянет на себя внимание и не тормозит детективный сюжет.

Оговорка третья: детектив про девяностые

Трудно представить детектив про девяностые годы в России, в котором не упоминаются политика, братки и рэкетиры, войны и революции, но «Гобелен с пастушкой Катей» отличается полным отсутствием кровавых сцен и даже особенной жестокости. Наталия Новохатская сознательно уходит от канонов «крутого» или «бандитского» детектива, однако понимает, что некоторые из проявлений времени обозначать необходимо. В целом автор показывает контекст совсем другими, менее очевидными способами: удивление от первых компьютеров, нюансы использования стационарных телефонов. Детали эпохи переданы бережно, но впроброс, чтобы читатель не зацикливался на них, однако всегда помнил, когда происходит действие. Хотя иногда в детективе ощущаются и временные нестыковки. Трудно поверить, что кто-то в 1992 году мог перейти от мысли «как надоели эти мужики» к мысли «стать, что ли, лесбиянкой и феминисткой?». Впрочем, явных несоответствий в тексте вы не найдете, а мелким находкам — ностальгически умилитесь.

Если суммировать все оговорки в единое целое, то получается что серия книг Наталии Новохатской — это детективы взрослого человека, написанные для таких же читателей с интеллектом, чувством юмора и жизненным опытом. В российской жанровой прозе таких текстов не очень много, поэтому каждый из них — ценен.


Наталия Новохатская. Гобелен с пастушкой Катей. Aegitas, 2021


Читайте «Литературно» в Telegram и Instagram


Это тоже интересно: 

Новый детектив Гранже: сыщик, который выжил


По вопросам сотрудничества пишите на info@literaturno.com