В последнее время слухи насчет памятника Михаилу Булгакову в Москве ходят разные. Одни говорят, что на Патриарших скоро поставят запрещенную много лет назад скульптуру Рукавишникова, другие возражают, что не Рукавишникова, а Франгуляна, а третьи — что не на Патриарших, а возле дома на Большой Пироговской, где писатель жил несколько лет. Есть еще четвертые: они утверждают, что памятник, который хотели поставить на радость всему городу, буржуи забрали в Сколково, и теперь им наслаждается миллионер Вексельберг со своей инновационной братией. Ко дню рождения писателя портал «Литературно» с помощью директора «Булгаковского дома» Николая Голубева разобрался в этой запутанной истории.
Итак, памятник Булгакову в Москве было решено установить более 15 лет назад. Тогда столичные власти объявили конкурс, победителем которого вышел Александр Рукавишников – довольно известный и, скажем так, спорный скульптор, автор нескольких десятков монументов, в том числе Достоевскому возле РГБ, Шолохову на Гоголевском бульваре, Никулину у цирка на Цветном. Размах замысла у Рукавишникова был грандиозным — на Патриарших должна была появиться вся честная компания: сам Булгаков на скамеечке, Мастер и Маргарита в обнимку, идущий по воде яко по суху Иешуа, Левий Матвей и Понтий Пилат с собакой, Коровьев с Бегемотом, грач в фуражке за рулем авто и большой фонтан-примус, который все и погубил. Планировалась, что Иешуа, в окружении полуразрушенной колоннады, будет уходить от берега по водной глади незамерзающего пруда, Булгаков — задумчиво смотреть ему вслед, а остальная братия — располагаться в окрестностях. Заодно с этим власти решили Патриаршие по-новому благоустроить. Но, вздрогнув от размаха замысла, против проекта взбунтовалась общественность.
Особенно гражданам не понравился злосчастный примус — одновременно и символ двадцатых-тридцатых, и символ булгаковской чертовщины. К тому же пошли слухи, что пруд осушат, а под ним построят подземную парковку. Рукавишникову пеняли, что он портит Патриаршие и «пруд ему этого не простит!» Даже близкие просили художника избавить от дьявольского примуса Москву. Против проекта начали проходить пикеты и появляться открытые письма, одно из которых подписали Людмила Гурченко, Владимир Спиваков, Юрий Башмет. Под натиском общественности скульптор согласился вычеркнуть примус из сочинения, но грандиозный проект на Патриарших от греха подальше все-таки решили запретить.
Сперва подыскали композиции другое место — на Воробьевых горах, которые тоже фигурируют в романе у Булгакова, но поскольку рядом находится Андреевский монастырь, активно запротестовала Церковь. В итоге уже отлитые в бронзе фигуры на долгие годы поселились в сарае. Все, кроме примуса: расстроенный мастер не стал его доделывать. Кстати, потом признавался, что шумиха вокруг памятника ему помогла: один за другим в мастерскую стали поступать заказы на примусы всех размеров и мастей, которые «кормили» скульптора много лет.
Новое развитие история получила ближе к прошлогоднему юбилею Булгакова. Из сарая, наконец, достали некоторые скульптуры Рукавишникова и расставили по Москве. Коровьев с Бегемотом поселились в «Булгаковском доме» на Большой Садовой, машина с грачом и Мастер с Маргаритой, покружившись по городу, припарковались на Земляном Валу возле арт-центра «Рукав», студии Рукавишникова. А главное, власти разрешили все-таки установить скульптуру самого Булгакова из той злосчастной композиции. И не где-нибудь, а вновь на Патриарших. Точнее, почти разрешили…
— Дело в том, что согласование памятника проходит в три этапа, — объяснил директор «Булгаковского дома» Николай Голубев. — Сперва его должен утвердить Департамент культурного наследия, затем Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме и, наконец, местные районные депутаты. И вот последняя инстанция никак не может этот памятник согласовать. Пока что они вообще отложили решение. Пройдут сентябрьские выборы, и после этого вопрос так или иначе должен будет сдвинуться с мертвой точки.
Таким образом, рано или поздно Булгаков работы Рукавишникова появится на Патриарших — будет сидеть на лавочке, задумчиво глядя поверх голов прохожих. Но вопрос «Когда?» пока открыт: не хотят в районе новых памятников.
Однако это еще не все. Довольно неожиданно в игру вступил еще один Булгаков, точнее еще один скульптор. Благотворительный фонд имени Чайковского предложил в дар городу памятник авторства Георгия Франгуляна — мастера, тоже принимавшего участие в московском конкурсе много лет назад. От подарков не отказываются, и второго Булгакова сперва решили поселить по-соседству с первым в районе Патриарших. Но от этого местные депутаты отказались наотрез.
— Когда они про второй памятник услышали, у них вообще случился некий шок, — рассказал Николай Голубев. — Первый еще, наверное, получится согласовать, потому что давно ведется работа по их уговариванию. А второй — точно нет. Так что приняли окончательное решение установить его не на Патриарших, а на Большой Пироговской возле дома 35, где жил писатель.
Франгулян заставит своего Булгакова как бы взмывать над постаментом — костром из рукописей, которые, как мы знаем, не горят. Писатель будет в костюме и пальто, в руках — шляпа, в зубах — папироса. Работа идет, но когда именно появится памятник на Пироговке, пока тоже не известно. По всей видимости, летом. Если все пойдет по плану, раньше, чем скульптура Рукавишникова на Патриарших, потому что все этапы согласования он уже прошел.
И вот еще кое-что. Пока в центре Москвы вопрос никак не может решиться, собственный памятник Булгакову, действительно, появился в жилом квартале Сколково (скульптор Екатерина Казанцева). Говорят, там провели неофициальный опрос и выяснили, что это любимый писатель большинства инноваторов. Остальным же москвичам своего Булгакова нужно еще немного подождать.
Текст: Слава Лавочкин