Обзор

Обзор рецензий на новый роман Виктора Пелевина «iPhuck 10». Что говорят о книге Галина Юзефович, Константин Мильчин, Игорь Кириенков и Татьяна Сохарева.

На днях в продаже появился новый роман Виктора Пелевина «iPhuck 10», главный герой которого на этот раз не человек и не вампир, а литературно-полицейский алгоритм по имени Порфирий Петрович, расследующий преступления и пишущий о них книги. Об очередной пелевинской новинке уже высказались некоторые критики, причем очень по-разному. Как именно — в обзоре «Литературно».

Пожалуй, саму лестную оценку новому творению Пелевина дала литературный критик «Медузы» Галина Юзефович. В обзоре под названием «“iPhuck 10”: лучший роман Виктора Пелевина за десять лет» Юзефович выделяет несколько основных тем, которые, судя по тексту, больше всего волновали писателя в последнее время. Определяет «iPhuck 10» как «роман идей, аскетичный и жесткий» и особенно хвалит его концовку.

«Тем удивительнее, что в самом конце, в тот момент, когда читателю уже кажется, что он все понял и способен самостоятельно домыслить финал, пелевинский текст взмывает куда-то ввысь — из сухого, схематичного и четкого внезапно становится невыразимо живым, влажным и трогательным. Сложная и изысканная игра мысли не сворачивается, но, подобно высокотехнологичной декорации, отъезжает в сторону, обнажая хрупкость героев в монструозном мире, который они сами сконструировали и жертвами которого обречены стать».

«Словом, странный, глубокий и волнующий роман, сплавляющий разум и чувство в какой-то совершенно новой для Пелевина (да, пожалуй, и для всей русской прозы) пропорции, и определенно лучший текст автора за последние годы — во всяком случае, самый интеллектуально захватывающий».

С Галиной Юзефович очень не согласен редактор раздела «Мозг» портала «Афиша Daily» Игорь Кириенков: «…чтобы “лучший его роман за 10 лет” — нет, конечно же нет», — заявляет он на своей странице в Facebook, а в статье на «Афише» под названием «Вы не гаджет» развивает тему. Основной посыл, что Пелевин (заодно с Сорокином и его недавней «Манарагой») претендует быть певцом времени, а поет вообще-то не о том.

 «Между тем оба тенора эпохи показательно, если не сказать в лоб, игнорируют хайп, бит и флоу ради собственных, не совпадающих с конъюнктурой фантазий. Бук-энд-грилл и киберсекс (а iPhuck — это в первую очередь умное дилдо; аналог “живого уда” из “Теллурии”) — контрповестка, которую высокая (или формально почитаемая за таковую) русскоязычная беллетристика предлагает русскоязычному читателю; именно здесь, по версии главных местных провидцев и вероучителей, стоит искать дух времени — даже если лента раз за разом подсовывает новую протестную весну или выходки нового американского президента».

Главный редактор портала «Горький» Константин Мильчин каждый абзац своей умеренно отрицательной рецензии «50 оттенков Пелевина» начинает со слов «О, Великий!» (например, «О, Великий! Ваш новый роман имеет все те же печальные черты увядания, что и последние четыре»). Вот основная претензия Мильчина к роману, да и в целом к Пелевину последних времен: «Вы вдруг стали шутить о том, что обмусолено и обшучено много лет назад».

«Вы с интересом открываете для себя некие новые тренды или технологии и с жаром о них говорите. Например, службу заказа такси Uber, про которую вы шутите первую половину книги, хотя в России она появилась четыре года назад. Вы даже превращаете Uber в литературный прием. Вы открыли для себя прекрасный мир дамских романов о садомазохизме, и это через пять лет после выхода “Пятидесяти оттенков серого”. Вы открыли для себя мир современного искусства и художника Павленского с сильным опозданием, когда что про первое, что про второго уже давно все отшутились. Вы открыли для себя Уэльбека, когда его популярность в России пошла на спад. Вы шутите про медвежью кавалерию и про Путина на медведе. Вы, видимо, очень завидуете Владимиру Сорокину, вы постоянно шутите по поводу его Нового Средневековья. Но тут вы опять опоздали и обратили внимание на цикл его книг тогда, когда последний роман Владимира Георгиевича “Манарага” вызвал почти единодушное недоумение критиков».

«О, Великий! Я несправедлив к вам. Я все время жду от вас чего-то сверхъестественного. Того восторга, который я испытывал в девяностых и нулевых. Вы постарели, но постарел и я. Может, это не вы стали хуже писать — просто я потерял чувствительность? Или, может, все дело в завышенных ожиданиях? В том, что я жду, что после каждого нового романа мой старый мир рухнет, а на его обломках возникнет новый, как это было когда-то? Может быть, стоит довольствоваться тем, что вы написали хороший (крепкий, как писали советские критики) роман о современном искусстве, БДСМ, биткоинах и охоте на охотника? Роман, который интересно не просто читать, но еще и перечитывать, потому здесь в каждом абзаце есть не только очевидные, но и скрытые цитаты, парафразы и шутки?»

Удивительно единодушно с Мильчиным высказалась и корреспондент отдела культуры «Газеты» Татьяна Сохарева: «За двадцать с лишним лет, прошедших со дня выхода повести “Омон Ра”, в массовом сознании Пелевин проделал путь от провидца-постмодерниста, лихо разъявшего сознание поколения “П”, со всеми его маниями, фобиями и мемами, до безнадежно отставшего от времени шутника, который в 2017 году на голубом глазу каламбурит про “горе look’овое”».

Но кроме этого Татьяна Сохарева сказала немало интересного и про сам роман, хоть и кратко, но обозначила «список тем», вокруг которых петляет сюжет и, в общем-то, ни в чем не была категоричной.

«Пелевин выдал роман-саморазоблачение, построенный, как признается его герой-альтер-эго, на обнажении приема, граничащем с авторским эксгибиционизмом: ах, все книги похожи одна на другую? Держите-ка настоящую компиляцию».

 «Спектр спрятанных в тексте подсюжетов воистину впечатляет разнообразием. Это и создание, восставшее против Создателя, — киберГалатея, прихлопнувшая своего Пигмалиона, заманив его в виртуальный мир. И противостояние человеческой корысти искусственному интеллекту: кто кого переупрямит и облапошит. Нашлось место и ядовитой критике критики: газетных прихлебателей, разносящих в прах его романы, Порфирий сравнивает с вокзальной минетчицей, возненавидевшей свою работу в силу профдеформации. Не обошлось и без дежурных упражнений в анально-фекальном юморе и лозунгов-каламбуров (“Жить ой. Но да”).

Сгустить краски, превратить стоящие на повестке дня вопросы в гротеск, — это Пелевин умеет делать лучше всех».


Виктор Пелевин. iPhuck 10. Издательство «Эксмо», сентябрь, 2017.