Новость

Теодор Курентзис в роли Дау / кадр из фильма

В Париже отложили премьеру 700-часового проекта «Дау» Ильи Хржановского по сценарию Владимира Сорокина. В «Дау» есть шокирующие сцены. Авторы ждут разрешения полиции.

Открытие масштабного и еще до открытия наделавшего шуму арт-проекта «Дау» Ильи Хржановского, которое должно было состояться 24 января в Париже, отложено из-за отсутствия разрешения от префектуры полиции.

По словам авторов проекта, разрешение будет получено «в ближайшее время». Посетители, купившие «визы» для посещения проекта на 24 или 25 января, могут получить деньги обратно или прийти в другой день.

Кино, грандиозная инсталляция, иммерсивный спектакль, реалити-шоу — критики затрудняются определить жанр арт-действия, которое развернется на трех площадках французской столицы — театре Шатле, Театре-де ля Виль и Центре Помпиду — до 17 февраля. Больше десяти лет назад проект начинался как съемки байопика нобелевского лауреата Льва Ландау, но со временем вырос в нечто иное: 700 часов материала, множество смонтированных фильмов и сериалов, инсталляции, выставки, конференции, концерты.

Дау — домашнее имя великого физика Льва Ландау, под ним он фигурирует в книге воспоминаний его жены Коры Ландау. Мемуары эти в советское время распространялись в самиздате, а сейчас продаются свободно. В свое время книга поразила своей откровенностью режиссера Илью Хржановского, и он решил ее экранизировать, заказав оригинальный сценарий писателю Владимиру Сорокину — он же писал сценарий для дебютного фильма Хржановского «4». Этот фильм был единственным у режиссера в момент запуска проекта, Илье Хржановскому было едва за тридцать. Кстати, Илья Хржановский — сын режиссера анимационного и игрового кино Андрея Хржановского, создателя мультфильмов по рисункам Пушкина и картины об Иосифе Бродском «Полторы комнаты». Собрать деньги на «Дау» помог российский бизнесмен Сергей Адоньев, также финансировавший московский «Электротеатр Станиславский» и несколько европейских кинофондов.

Со временем байопик вырос в «фильм-голем», как пишет про «Дау» Le Monde, погружающий участников в мир тоталитаризма. Действие «Дау» происходит на протяжении тридцати лет (с 1938 до 1968 года) в месте под условным названием Институт. Всего в проекте снялись около 400 человек. Главную роль Дау, переосмысленный образ знаменитого физика, исполнил дирижер Теодор Курентзис. Участие в съемках приняли самые разные люди: неонацист Максим Марцинкевич, музыкант-фрик Николай Воронов, всемирно известный мастер перфоманса Марина Абрамович, студенты и безработные, клерки, проститутки и бездомные.

Как отмечают киноведы, «Дау» как единый проект поднимает вечные вопросы о пределах свободы, страхе смерти, одиночестве и жажде любви.

Актеры импровизировали, но в заданных рамках эпохи и персонажа: например, были запрещены современные выражения в речи. Монументальная декорация Института была построена в Харькове специально для фильма, а потом разрушена. Жившие там люди подчинялись строгим правилам, но могли покинуть проект (ушедшие были).

Материалы «Дау» содержат много сцен насилия. Каждый совершеннолетний участник «Дау» был предупрежден о возможных обстоятельствах проекта и рисках. Все было настоящим: еда, сон, секс, выпивка, рукоприкладство. Насилие участники проекта применяли по отношению друг к другу, авторы в это почти никогда не вмешивались. Это могло сниматься на камеру, включая самые интимные моменты (но не на камеры наблюдения: участники всегда знали, что их снимают). После того как фильмы были смонтированы, каждому из участников показывали отснятое, можно было не давать согласие на публичный показ.

В «Дау» есть как минимум две сцены сексуального насилия: директор Института пытается принудить к сексу секретаршу, а сотрудник органов госбезопасности насилует сотрудницу Института бутылкой. Во втором случае роль сыграла женщина, применяющая БДСМ-практики и давшая согласие на съемки. Ни первая, ни вторая не выдвинули жалоб и дали согласие на показ соответствующих сцен.

Есть в «Дау» и другие шокирующие сцены. Например, можно видеть на экране вивисекцию мыши, которую убивают прямо перед камерой в рамках научного опыта, и убийство свиньи неонацистами — при Институте был свинарник. В обоих случаях инициатива не исходила от авторов картины, но они и не препятствовали происходящему.


Читайте «Литературно» в Instagram и Twitter


А также: 

Известна дата выхода фильма «Тобол»


По вопросам сотрудничества пишите на info@literaturno.com