Новость

Гнойный (слева) и Oxxxymiron

Видео схватки Oxxxymiron и Гнойного было опубликовано в ночь на 14 августа и сразу набрало несколько миллионов просмотров. «Литературно» объясняет, что тут литературного.

Около года назад — в июле 2016-го — Oxxxymiron ответил Гнойному на его резкое высказывание в Twitter и вызвал на баттл. Баттл состоялся: окончивший Оксфорд по специальности «Средневековая английская литература», собирающийся осенью этого года дать концерт в 30-тысячном спорткомплексе «Олимпийский» и не проигравший до сих пор ни одного рэп-состязания, Oxxxymiron проиграл Гнойному со счетом 5:0.

Баттл Oxxxymiron и Гнойного состоялся 6 августа, но в сеть запись попала только в ночь на 14-е. Раньше Oxxxymiron не проигрывал в рэп-состязаниях: всего у него их было четыре, запись последнего набрала в YouTube 38 миллионов просмотров.

Кто такие Oxxxymiron и Гнойный 

Oxxxymiron (настоящее имя — Мирон Федоров) окончил Оксфорд, любит классическую русскую поэзию и считается одним из важнейших представителей российского хип-хопа. В текстах многочисленны отсылки к литературным произведениям и фильмам. Рэпер Гнойный (он же Слава КПСС, Соня Мармеладова, Вячеслав Карелин) выпускает треки под разными псевдонимами, в текстах активно использует табуированную лексику. Oxxxymiron дает концерты, интервью, участвует в рекламных акциях, Гнойный отказывается от общения с журналистами и не раскрывает детали биографии.

Что такое рэп-баттл и каким был этот

Для рэперов участие в баттле – важный показатель профпригодности и популярности. В России рэп-баттлы Versus существуют с 2013 года: площадка была первой и остается одной из самых популярных. Схватка проходит в три раунда, без микрофонов и сопровождения. Тексты для встреч готовятся заранее. По итогам судьи отдают свои голоса и объявляют победителя.

Oxxxymiron и Гнойный вспоминали творческие достижения (чаще неудачи) друг друга, – то, насколько виртуозно у них это получалось, оценивали пять судей, некоторые из которых не связаны с рэпом.

Oxxxymiron упомянул «Облако в штанах» Маяковского, Гнойный — Оруэлла и Замятина, с книгами которых сравнил альбом Oxxxymiron: «Все ждали четыре года, он как мог нагнетал интригу. Но все, что ему пришло в голову, — это записать аудиокнигу. Причем банальную антиутопию. <…> Твой рэп — дешевая литература в мягкой обложке. Это набор самых скучных клише, которые существовали в истории».

Какое это имеет отношение к литературе

Не вдаваясь в подробности музыкальной хип-хоп-культуры, вспомним о том, что рэп как ритмический речитатив имеет давнюю историю, в русском языке наследуя ни много ни мало раёшнику, самому старому варианту акцентного стиха, широко использовавшемуся в народной поэзии (свадебные приговоры, похоронные причитания, балаганные зазывания). Акцентная система стихосложения наиболее свободная по шкале метров: строки должны быть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов между ударениями, не важно.

Пример рифмованного народного фразовика:

А вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий хвост да два филея!..
Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях
Да на трех кирпичах.
Из неметчины привезены на дровнях!

(из книги «Народно-поэтическая сатира»)

Литературной имитацией народного творчества является, например, написанная раёшным стихом «Сказка о попе и о работнике его Балде» Пушкина (1830):

А Балда приговаривал с укоризной:
Н
е гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

После Пушкина акцентный стих стали активно использовать лишь в начале XX века:

За всех вас,
которые нравились или нравятся,
хранимых иконами у души в пещере,
как чашу вина в застольной здравице,
подъемлю стихами наполненный череп

(Маяковский, 1915).

Небоскребы трясутся и в хохоте валятся
На улицы, прошитые каменными вышивками,
Чьи-то невидимые игривые пальцы
Щекочут землю под мышками

(Шершеневич, 1914).

Чтобы стих воспринимался как акцентный, необходимо достаточное количество больших междуударных интервалов, то есть длинных слов. В русском их не так много, особенно существительных (прилагательных и глаголов больше). Например, в русском не очень много «пролетариев», «революций», «единственных» и «справедливых»: средняя длина русского слова — три слога. Получается, что акцентный стих — не такая уж свобода для поэта. Необходимость заполнять междуударные интервалы зачастую приводит к тому, что используются малоупотребительные литературные слова, отчего некоторые рэп-творения кажутся вычурными. Напомним, что речь идет только о распространенной в русском хип-хопе акцентной поэзии, речитатив можно написать и по-другому.

О том, зачем и как сегодня пишется представителю российского хип-хопа, читайте в интервью с писателем и музыкантом, участником реп-дуэта «Макулатура» (именно «реп», а не «рэп») Константином Сперанским.

Материал подготовлен Славой Лавочкиным

Читайте также:

В «Некрасовке» пройдет пушкинский рэп-конкурс