София Эззиати — певица, лауреат международных музыкальных конкурсов, в свои 24 года — автор более сотни песен на русском и английском языках. Как писатель дебютировала с трилогией в жанре космической антиутопии «Дневник революции», над которой работала семь лет. У каждой из трех книг есть собственный саундтрек. О том, как писать прозу и песни одновременно, о мировоззрении будущего, а также о тайм-менеджменте многодетной матери София Эззиати рассказала редактору «Литературно» Ане Колесниковой.
Раньше ты сочиняла песни о любви, а теперь написала космическую антиутопию про токсичные дожди, вырубленные леса и разъединенные планеты. Что подвигло?
Идея написать роман возникла, когда я работала над очередным альбомом. Было несколько песен, по поводу которых меня не оставляло ощущение, что это одна история. И эту историю хотелось продолжить, хотелось сказать больше. Сделать так, чтобы герои вышли за рамки песни, показать их жизнь. Поскольку даже альбом оказался слишком мал для такого, я решила написать роман. Если честно, изначально не планировала какой-то конкретный жанр, просто начала писать. И пришла в итоге именно к антиутопии. Социальная тема всегда была мне близка, в моем первом альбоме — исключительно социальные тексты.
Теперь у тебя и полноформатный альбом, и роман. Что сложнее писать?
Для меня это все творчество. Я бы не сказала, что были какие-то особенные сложности. Это один поток информации, одно ощущение мира.
«Я выросла вместе с этим романом, преодолевая внутренние барьеры. Для меня это колоссальный опыт»
У твоего текста есть саундтреки. Как они появились? Ты пишешь историю — в голове начинает звучать музыка? Или, наоборот, пишешь музыку, и песня разрастается до главы романа?
Что касается песен, то сначала появляется идея: какая-то проблема, которая меня волнует, какое-то явление. Появляются слова. Сначала слова. Потом рождается музыка к ним. В книге же было по-разному. Какую-то главу я написала, исходя из идей текста, затем была создана музыка, а другую главу — уже после того, как песня написана в окончательном варианте.
Знаю, что «Дневник революции» создавался около семи лет, без предварительного плана. Если бы нужно было начать заново, ты изменила бы что-то в работе, чтобы ускорить этот процесс? Хотелось бы сначала сделать синопсис, прописать характеры, мир?
Мне было 16 лет, когда я начинала эту книгу, и не было, естественно, никакого сценария. Я вообще не знала, во что все выльется, закончу ли роман. На мой взгляд, отличительная черта «Дневника революции» — то, что герои росли вместе со мной. Семь лет — приличный отрезок времени. Когда начинала, я была школьницей, а когда завершила — уже дважды мамой. Это очень большая разница. В связи с этим, мне кажется, роман может быть интересен как молодому поколению, так и взрослым. Описанные в нем переживания и ситуации могут стать помощью для тех, кто попал в какие-то неприятности.
Наверняка были сомнения и творческие спады в эти семь лет?
Были спады, перерывы, сложности. Но все равно до окончания романа, до последней точки история жила внутри меня. Существовали проблемы с тем, как оформить мысли или даже как в этих мыслях себе признаться. Так что была огромная работа над собой. Я выросла вместе с этим романом, преодолевая внутренние барьеры. Для меня это колоссальный опыт. Мой совет: вдохновение — это очень важно, но и работа играет далеко не последнюю роль. Нужно себя настраивать, находить в себе силы продолжать. Если есть, что сказать — это должно быть сказано.
Единое Око — правящая организация в романе — это что? Большой Брат? Единая Россия?
Честно сказать, будучи школьницей, я не интересовалась политикой, и сейчас мне уже сложно вспомнить, что мной двигало, когда я придумала Единое Око. Мне кажется, я тогда не знала ни о Большом Брате, ни о Единой России. Писала по внутреннему ощущению. В какой-то момент я просто увидела мир «Дневника революции» — с его законами, устройством. И одним из образов было Единое Око.
То есть было ощущение мощной разрушающей тоталитарной силы? В 16 лет?
Получается так.
У тебя в романе есть фраза: «Я не отношусь ни к повстанцам, ни к тем, кто смирился, я из тех, кому не все равно». Мне это показалось авторским высказыванием. Это про тебя?
Сто процентов про меня. Признаться, на митинги я не хожу, но реализую гражданскую позицию через творчество — песни и теперь прозу.
Кто из персонажей «Дневника революции» тебе в большей степени близок? Все по чуть-чуть?
Все по чуть-чуть — это было бы самым правильным ответом, потому что в каждого я вложила часть себя. Как в положительных, так и в отрицательных. Надо уметь признаться, что в тебе есть не только хорошее. Либо оно спит, либо с ним нужно бороться. Наверное, из персонажей мне ближе всех Сольвейг. У нас даже дни рождения в один день.
«Надо уметь признаться, что в тебе есть не только хорошее. Либо оно спит, либо с ним нужно бороться»
Кстати, насчет имен и названий: Сольвейг, Аск, Фрейя, Бернхард, Иггдрасиль. У тебя, насколько я знаю, южные корни — ты родом из королевской династии Марокко. А в романе Север. Почему?
Марокканская династия действительно есть, но мама у меня русская. Так что и северные корни тоже есть. А насчет скандинавской мифологии, мне показалось, что это вполне может быть мировоззрением будущего. У некоторых моих героев прототипы — сами скандинавские боги.
Каких авторов ты считаешь своими литературными наставниками? Что читаешь, кем вдохновляешься?
Пока что в силу обстоятельств читаю детские книжки. В разных вариациях и в больших количествах. Тут и русские народные сказки, и «Маленький принц», и «Алиса в Стране чудес». А что касается моих самых любимых авторов, то это, к примеру, Ричард Бах. Мои 14–16 лет прошли под его крылом. Еще Урсула Ле Гуин. Потом я увлеклась военной литературой. Любимая книга, настольная — «Наука побеждать». К сожалению, сейчас я не могу уделять чтению столько времени, сколько раньше. Так что пока сказки.
А вне литературы что воодушевляет?
Меня вдохновляют люди, с которыми я общаюсь. Ежедневно. Каждый человек — огромный мир: мировоззрение, жизненная позиция, мотивация. Мне интересно наблюдать за людьми, искать причины их суждений и поступков.
Возвращаясь к «Дневнику революции» и его мирам. Мир Сольвейг, мир Аска, много разных планет и перемещений между ними. Как ты над этим работала? Создавала какую-то структуру?
Я действительно рисовала карту мироустройства еще во время работы над первыми главами. Возникали образы, как там все организовано. А вот что касается характеров, подобной работы не было. Изначально я не знала, кто будет положительным, а кто отрицательным, как персонажи поведут себя в сложные моменты. И зачастую это являлось причиной остановки работы над романом. Как герой должен поступить? Почему он предаст? В чем причина? Каковы мотивы? Мне надо было разобраться с этим. Все усложнялось тем, что я росла, взрослела, узнавала что-то новое, в чем-то разочаровывалась, чем-то вдохновлялась. Взгляды на определенные вещи менялись, что в конечном итоге влияло на персонажей и мир романа в целом.
Случалось ли, что твои персонажи поступали неожиданно даже для тебя?
Признаться, так и было. Некоторые герои списаны с людей из моего окружения. Когда человек, являющийся прототипом, удивлял меня, это переносилось в роман.
Планируешь и дальше работать в области фантастической антиутопии?
Сейчас в процессе вторая книга, продолжение той же истории. То есть смены жанра не будет. Тот же мир, только больше раскрыты характеры героев. Что касается музыки, я пробую утвердиться в жанре. У меня есть поп-рок, альтернативный рок, эмбиент. Сейчас работаю именно в поп-роке — для меня это новый этап.
Ты многодетная мама. Как распределяешь время на семью, литературу и музыку?
Мне кажется, что на любимое дело всегда можно найти время. Даже если таких дел несколько. Я стараюсь уделять литературе и музыке хоть немного времени, но ежедневно. Пару слов написать, пару песен спеть. Пытаюсь детей привлекать. Они с удовольствием вникают в процесс. С каждым днем становится все проще, дети растут. И все равно порой на творчество даже часа в день не получается отвести. Но хоть не забываешь, что уже сделано. Посмотришь, перечитаешь, коснешься страниц. Вспомнишь, что у тебя, кроме реального, есть еще один мир, который тоже должен жить. И оживить его можешь только ты.
Смотрите интервью полностью:
Читайте «Литературно» в Telegram, Instagram и Twitter
Это тоже интересно:
По вопросам сотрудничества пишите на info@literaturno.com