Интервью

Йосси Кински, фото из архива автора

«Что-то неправильное происходит с миром, если литература в нем стала такой прозаичной»: поговорили с писателем Йосси Кински о его романе «Холодное солнце теплой зимы».

Прозаик и сценарист Йосси Кински, соавтор детективного романа «Холодное солнце теплой зимы» рассказал «Литературно» о том, нужно ли писателю заниматься саморекламой, зачем работать в соавторстве и как в процессе создания книги ему помог бывший советский заключенный.

Раньше вы писали рассказы и сценарии, а недавно опубликовали первый роман. Что скажете об этой работе, когда она уже завершена?

Мне кажется, что первый роман дается писателю как бы авансом — работа, словно река, сама течет. А вот второй уже требует выдержки. Нельзя позволять душе лениться, как писал Николай Заболоцкий. Я знаю, о чем говорю, потому что сейчас работаю над вторым романом. А больше всего меня расстраивает потерянное время. Если бы «Холодное солнце теплой зимы» я написал десять лет назад и это был бы уже десятый мой текст, я бы не так сильно переживал. Теперь же приходится наверстывать упущенное.

Какие-нибудь особенные трудности были?

Ну, например, в этой книге эпизод тюремного заключения долго оставался незавершенным потому, что у нас не было достаточной информации о преступном мире. Наконец, нашелся человек, который именно в 1987 году находился в заключении. Он рассказал все подробности. Например, образ тюремного надзирателя, похожего на коня, — описание реального человека, о котором нам поведал этот бывший заключенный.

А что вы считаете самым непростым в работе детективщика? 

Мне кажется, в детективе важны те же вещи, что и в других жанрах: событийная канва, нравственная позиция писателя, отношение к добру и злу. Запоминающиеся герои, конечно. Без яркого живого персонажа книга внимание читателя надолго не захватит. Вспомним, как обаятельны Мисс Марпл и Эркюль Пуаро у Агаты Кристи или комиссар Мегрэ у Жоржа Сименона. Даже преступников эти авторы стремились сделать человечными. Поэтому мы читаем и перечитываем их романы до сих пор.

Меня вообще очень интересует трансформация героя в литературе, да и в жизни. Во многих языках «герой» одновременно означает персонажа произведения и человека, осмелившегося на какой-то решительный шаг. Например, во французском — «héro». Персонажи, объединяющие в себе все «геройские» качества, когда-то населяли страницы многих книг. Такие, например, как Спартак в романе Джованьоли — настоящий лидер, ведущий людей к свободе. Потом писатели вспомнили про «маленького человека» и предпочли его «большому». Сегодня персонажи — это чаще всего обычные люди, они не совершают героических поступков, сама жизнь, повседневная, тихая, вошла на страницы книг. А мне так хочется героя! Мне кажется, что-то неправильное происходит с миром, если литература в нем стала такой прозаичной. В великих произведениях герои, как правило, выше своих авторов, современные герои — ниже. Они простые люди из толпы. Мне это не близко.

Почему вы решили писать книгу в соавторстве?

Один писатель — это один субъективный взгляд на проблему, а соавторство — уже диапазон мнений. Мы с Нуром Ланином дополняем друг друга: он отличается более реалистическим восприятием жизни, а я склонен фантазировать, уводить читателя от реальности. Тут то же самое, что и с героями — мне хочется создавать яркий, фантазийный мир. Знаменитый сценарист Тонино Гуэрра как-то рассказывал, что был поражен выдумкой Феллини в фильме «Амаркорд»: режиссер сделал море из пластмассы, а трансатлантический корабль, плывущий в темноте, на самом деле был просто цементной стеной. Вот что создает ощущение кино. Отражение обнаженной реальности не всегда единственный путь для автора. Как сказал Ницше, искусство нам дано, чтобы не умереть от истины.

Что для вас классика детективного жанра? 

Есть авторы, к которым я питаю особенно нежные чувства. Например, это итальянец Леонардо Шаша, больше всего люблю у него повесть «Самая простая история». Или Огюст Ле Бретон — плодотворный француз-уголовник написал больше семидесяти романов. Кстати, у него была удивительная жизнь: с малолетства Огюст сидел в тюрьме, во время Второй мировой получил орден, потом стал работать в полиции и заодно превратился в одного из самых известных детективщиков во Франции.

Почему вы опубликовали рукопись самостоятельно, а не через крупное издательство?

В начинающих писателей издательства вкладываются неохотно, поэтому мы выбрали второй вариант. Преимущество в том, что наш контракт заключен всего на год, небольшое издательство не претендует на экранизацию, и через год все права на книгу остаются у автора, предоставляя ему возможность распоряжаться судьбой романа по своему усмотрению.

Современный автор должен быть хорошим менеджером, на ваш взгляд?

Нынешний мир заставляет быть хорошими менеджерами, способными создавать свои личные бренды, представителей всех творческих профессий. Это непросто — писательский талант не всегда сочетается с талантом пиарщика. Но я очень хорошо понимаю, как важно для карьеры, чтобы о тебе везде говорили, упоминали в СМИ, чтобы ты был узнаваем через социальные сети и так далее.

Удается ли вам монетизировать свои тексты?

По мнению критиков, они имеют коммерческий потенциал, но, вообще, во время последней литературной работы мы не думали о доходе. Наши источники заработка находятся в других областях. Хочу добавить, что рыночная экономика современного постмодернистского мира не дает писателям спокойной жизни.

Вы живете во Франции: какие замечаете основные различия российского и французского книжных рынков?

Самыми яркими отличиями я бы назвал вот какие: гонорары писателей в Европе гораздо больше и книги стоят значительно дороже.

А литературная среда — это важно для вас?

Это важно не столько для меня, сколько для литературы в целом, на мой взгляд. Если в стране кипит творческая жизнь, если пишут десятки и сотни авторов, значит хотя бы парочка из них точно останется в истории и их произведения войдут в золотой запас мировой литературы. А все предшественники и соратники, работая над своими текстами, одновременно протаптывают дорожки этим нескольким гениям, которых в итоге будут помнить в веках.

Беседовал Слава Лавочкин


Читайте «Литературно» в TelegramInstagram и Twitter


Это тоже интересно: 

Эдуард Веркин: когда пишу, включаю канал про рептилоидов