Интервью

Главред издательства «Человек слова» — о том, сколько стоит выпустить книгу за свой счет, где искать спонсора и как окупить вложения.

Любовь Бросалина, основатель и главный редактор издательства «Человек слова», автор «Путеводителя по России для детей» и «Путеводителя по Крыму для детей» (последний выйдет в «АСТ» в начале лета) рассказала «Литературно» много интересного: чем хороши и плохи для авторов разные способы книгоиздания, как повысить шансы на публикацию, сколько стоит выпустить книгу за свой счет, кто будет ее распространять, где искать спонсоров, как окупить вложения и прочее-прочее. В качестве бонуса — чем современные самиздат-сервисы похожи на хрущевские пятиэтажки и в каких случаях начинающему автору необходим коньяк.

Книжный рынок сейчас падает, если говорить о бумаге. Почему вы выбрали именно издательский бизнес?

Занимаюсь своим делом я по нескольким причинам. Во-первых, оно дает мне невероятно много: это и знакомства, и путешествия, и возможность работать из любой точки мира, и разнообразие тем и новых знаний вокруг меня… Кроме того, мне нравится все неконвейерное, нешаблонное, с изюминкой. Это очень про книги на заказ. В-третьих, мне нравится работать так, чтобы позволить автору сохранить достоинство перед издателем. Ведь книгоиздание, каким его обычно представляют и видят, — достаточно унизительный для автора процесс. Мне с самого начала очень хотелось избежать этой неприятности, мне нравится общение равноправных сторон. Скорее всего у нас еще будет возможность об этом поговорить: я вижу, у вас там много вопросов в списке…


«Книгоиздание — достаточно унизительный для автора процесс»


Что касается первой части вашего вопроса, про «рынок падает»… Да, у кого-то что-то падает, к сожалению, и это порой неизлечимо. У нас растет на 50 процентов в год шесть лет подряд. Почему падает? И можно ли избежать факторов падения? Причина проста, на мой взгляд: рынок не полностью перестроился, работает по старым правилам, когда настали новые времена. Сейчас уже многое изменилось, издательства осваивают новые схемы работы с автором и читателем. Все будет хорошо. Да, продажи падают количественно, но и это хорошо. Настало время чистки, оздоровления. Помните, как в начале 90-х все кинулись скупать «Анжелик» в дешевых обложках? А вдруг больше не дадут!? Хвост, шлейф этой паники был виден долго, но сейчас уже практически растворился. Тиражи упали, и правильно.

Что же в этом хорошего?

А что же в этом нехорошего? Издание книг становится все менее лицемерным. Много библиотек вы видели в современных квартирах? Люди не стали читать меньше! Читать стали по-другому. Во-первых, с помощью гаджетов, это понятно. Во-вторых, бумажными книгами распоряжаются иначе. Их легко дарят, отдают почитать друзьям, передают в библиотеки и нуждающимся. Не продают, а именно отдают. Я знакома с человеком, который занимается скупкой книг по квартирам — на продаже книг не разбогатеешь.

И все же книги пишут, издают и будут писать и издавать. И не только из-за субъективной привязанности. Книга нужна в первую очередь автору. Написать книгу порой важнее, чем издать и распространить.

Если автор решил выпустить книгу, как он может это сделать? Какие есть варианты?

Давайте для начала строго разграничим художественную и нехудожественную литературу, потому что это совершенно разные истории. Худлит в наши дни — трудное дело, и если вы написали, скажем, любовный или исторический роман, и это первая в вашей жизни книга, и написана она не на заказ издательства — рассматривайте это дело исключительно как хобби, вот мое мнение.

Если ваша книга не художественная — дела обстоят чуть лучше. Если вы написали учебник, пособие, биографию, автобиографию, описали какую-либо методику, поделились чем-то полезным — уже можно пытаться что-то сделать. И конкуренция скорее всего ниже, и аудитория четче очерчена, и вы как автор либо имеете круг почитателей, либо не имеете, но знаете, где их взять. Мы специализируемся на работе с авторами, которые предпочитают самостоятельно решать судьбу своих детищ, а не передавать ее слепо наемным гувернерам. Так что понятно, что мы имеем дело в основном с нон-фикшн. Соответственно, эту тему я знаю лучше и сказать по ней могу больше. В то же время есть, конечно, некие общие правила для всех.


«Если вы написали, скажем, любовный или исторический роман, и это первая в вашей жизни книга, и написана она не на заказ издательства — рассматривайте это дело исключительно как хобби»


Возвращаемся к вашему вопросу: какие есть варианты издания. Мы говорим об авторе, который написал или собирается сам написать книгу, не имеет предложений от издательств и хочет все сделать с нуля, верно? Ок. Если автор твердо решил впервые издать книгу, первым делом ему стоит налить себе коньяку, сесть напротив зеркала, выпить за себя и немедленно передумать. Да, я знаю, что пою сейчас не в унисон с современными трендами, но я и не восторженный коуч, я издатель, который любит, когда заказчикам хорошо, и не любит, когда им плохо. Итак, с коньяком или без, но организуйте честный разговор с собой. Зачем вы издаете книгу? Чего вы хотите? Славы? Денег? Почувствовать себя крутым? Выполнить данное кому-то обещание?

Если ответа нет, выпейте еще сто граммов и идите спать, наутро занимайтесь своими делами и забудьте это все как страшный сон.

Самостоятельное издание книги (селфпаб) — это значительные вложения денег, времени и нервов без малейшей гарантии успеха. Новый автор, издающий книгу, подобен юной красавице, едущей в Голливуд, чтобы повторить и превзойти успех Анджелины Джоли.

До того, как вы выпустите книгу, у вас уже должна быть аудитория, реализация — это вот все.


«Если автор твердо решил впервые издать книгу, первым делом ему стоит налить себе коньяку, сесть напротив зеркала, выпить за себя и немедленно передумать»


Первый совет понятен. А если даже после коньяка решение осталось твердым?

Коньяк не помог? Хорошо, поговорим про способы издания книги.

Первое — через обычное издательство. Вы пишете книги и рассылаете рукописи по издательствам в расчете, что книга попадет в редакционный портфель и ее издадут бесплатно. Это традиционный подход, который почти умер на Западе, но поскольку в нашу страну многое приходит с большим опозданием, то у нас еще жив. Почему умер? Потому что есть более эффективные варианты. Можно согнать сто человек и копать яму под фундамент лопатами, а можно поставить сверхсовременный экскаватор. У нас так часто делают и с книгами, и с ямами, поэтому не удивляемся, что традиционная схема книгоиздания еще жива.

Плюсы: если вашу книгу возьмут, вам больше ничего не надо будет вкладывать, издательство полностью возьмет на себя допечатную подготовку, печать, размещение в магазинах. На этом месте некоторые авторы совершенно честно спрашивают себя: «Чего же еще желать?»

Теперь минусы, как я их вижу. Не надо считать издательства наивными фиалками, это коммерческие компании, их цель — прибыль, а не меценатство или украшение мира. Если вы идете по этому пути, то издательство еще нужно найти. Установка «Моя рукопись хороша, это сказали все, кто ее прочитал» глубоко нелогична. Нет никакой линейной связи между литературными, или сюжетными, или контентными достоинствами рукописи и ее коммерческим или каким-то другим успехом. И это основная причина «смерти» традиционной схемы книгоиздания.

На поиск издателя могут уйти десятилетия (я не преувеличиваю), но, допустим, вы никуда не торопитесь. Издательство найдено, оно готово заключить с вами договор. Первым делом оно заберет себе права на вашу книгу — на три-пять лет. Это значит, что если вашу книгу постигнет успех, вы не сможете этим успехом распорядиться на каких-либо иных условиях, чем указаны в вашем договоре. Вы не сможете претендовать на бóльшие отчисления; не сможете продать рукопись на сценарий без согласия издательства (а вот издательство — сможет), не сможете влиять на обложку; текст вашей книги отредактируют так, как считает нужным издатель; наконец, ваше имя может быть изменено на другое просто потому, что у издателя-конкурента внезапно появился автор с похожей фамилией, и об этом авторе плохие отзывы. Ваш гонорар составит процента три, может, пять, от цены книги на полке, а получите вы его через 6-12 месяцев. Вы не сможете влиять ни на тираж, ни на качество печати, ни на перечень магазинов, в которые книга будет поставлена. Лично для меня такое было бы неприемлемо, но не все такие чувствительные.

Лайфхак: чтобы повысить вероятность положительного решения, рассылая рукопись, дайте издательству понять, что вы активно будете ее распространять и у вас есть кому ее предложить. Покажите отзывы, покажите созданные вами сообщества поклонников. При принятии решения все это может быть ценнее в глазах издательства, чем сама рукопись.

Какие есть еще варианты?

Второй вариант — бесплатное издание книги через сервисы Ridero, «ЛитРес: Самиздат» и им подобные.

Плюсы. Да, там действительно все бесплатно: вы сами в онлайн-редакторе верстаете свою книгу, выбираете ей шаблонную обложку и отправляете в онлайн-магазины, где можно приобрести как электронную, так и печатную версию. Я в восторге от этой системы, честное слово, и восхищаюсь ее создателями. Ее можно сравнить с хрущевскими пятиэтажками: за считанные годы эти страшненькие постройки решили проблему коммунальных квартир, каждая семья получила свою пятиметровую кухню, и это действительно было огромное счастье после «на тридцать восемь комнаток всего одна уборная».

Минусы. Основной минус таких сервисов в том же, в чем и плюс, и это массовость. Одно время на главной странице сайта Ridero висел лихой баннер: «С нашей помощью сто тысяч авторов смогли издать свои книги!» Потом опомнились, слава богу, убрали. Только представьте, что ваша книга — одна из сотен тысяч. Кто ее найдет без вашей помощи? Кто вообще узнает, что она существует?

Второй минус — очень низкое качество продукта. Чего уж там, автор — не профессиональный верстальщик. И не дизайнер. И не корректор. Да и не надо, каждый должен заниматься своим делом. Макет может быть создан только в шаблонном исполнении, выбор беден, нешаблон уже стоит денег. А печатаются книжки по технологии «печать по требованию», то есть в стандартном формате, исключительно черно-белом оформлении, с тонким клеевым слоем. Получается любительское издание, для читателя — по цене профессионального. Но для автора бесплатно. Можно попробовать. Все права сохраняются за автором, это важно. И даже небольшую денежку можно получить, если будут продажи.

Третий вариант — издать нормально. За свой или спонсорский счет, с сохранением всех прав. Не ждать, не выклянчивать, не терпеть многолетние отказы, не унижаться, не рассчитывать на доброго дядю, а просто взять и приобрести то, что вам нужно. Чтобы потом люди приобрели то, что создали вы. Именно в этом направлении развивается современное успешное книгоиздание. На вас работает целая команда. Рукопись отредактируют так, как нравится вам, — при этом тактично подскажут, если вы ошибаетесь, дадут совет, приведут примеры. Дизайн внутренних страниц и обложки будет именно таким, как вы решили вместе с вашим дизайнером. Если вы хотите напечатать бумажный вариант, то бумага и качество обложки будет именно такими, как вы запланировали.

Раз уж я начала с плюсов и минусов, то и здесь надо поставить какой-то минус. Да, это стоит денег. Но у меня язык не поворачивается назвать покупку собственного отличного издания за деньги — минусом. Это самый большой плюс, который вообще тут есть: возможность заплатить и получить.

Так что, нет минусов, получается? Совсем?

Мне они не известны. Может быть, вы подскажете.

Такой подход к изданию позволяет клиенту сохранить достоинство, а издателю — освоить сервисные навыки. Вот что важно. Да, издание книг становится сервисом, и именно здесь лежит, как мне видится, главная причина оздоровления рынка. Деловой подход, деловая среда очень быстро и эффективно все разруливает сама, расставляет по местам. Не надо только мешать. Кто не умеет общаться с заказчиком — потеряет доход. Это касается и небольших, и крупных издательств.


«Третий вариант — издать книгу за свой или спонсорский счет, с сохранением всех прав. Не ждать, не выклянчивать, не терпеть многолетние отказы, не унижаться, не рассчитывать на доброго дядю, а просто взять и приобрести то, что вам нужно»


Введение коммерческой основы в систему издания уравнивает издателя и автора в правах. Издательство уже не может смотреть на автора сверху вниз с позиции «Понаписали тут, вас много, а мы одни». Оно уже не может себе позволить не ответить на письмо, не соблюсти условия договора, сделать работу некачественно.

Вы не только издаете готовые книги, но и пишете на заказ. За деньги. Не минус ли это? Получается, что на коммерческой основе можно написать и опубликовать любую ерунду — каким образом это поддерживает книгоиздание на высоком уровне?

Написать и опубликовать ерунду гораздо вероятнее как раз без денег, чем с деньгами. Отсутствие умения писать еще никого не остановило, если очень хочется. И отсутствие денег тоже, мы уже говорили о бесплатных сервисах. Но ваши сомнения прекрасно понятны, мне и моим коллегами приходится их развеивать каждый день.

Смотрите, есть профессиональные писатели. Их основное дело — писать книги, создавать рукописи. И есть непрофессиональные. Их основное дело — печь торты. Или учить детей. Или придумывать дизайн одежды. Или вести невероятно эффективные тренинги по продажам. Или заниматься ресторанным бизнесом. Или лечить людей. Или ремонтировать автомобили. Они делают это мастерски, шикарно, великолепно. И, разумеется, накапливают богатый опыт, знания, материалы. Пишут статьи, выступают на конференциях, на радио, на телевидении. В какой-то момент объем знаний не вмещается в эти рамки. Наступает время книги. Аудитория скандирует: «Кни-гу! Кни-гу!» Пора! И коллеги так, удивленно-ехидно: «А ты что ж, все без книги?.. Ну ты даешь… Издавай скорее, эффект крутой. Наши все уже издали. Да ты и сам знаешь, читал ведь…» И знакомые, пациенты, клиенты как сговорились: «А у вас нет вот этого всего вместе?.. Чтобы не отдельные статьи, а в виде книги? Чтобы сразу прочитать?»

А наш эксперт — он же не писатель. Он ветеринар, психотерапевт, кондитер, учитель, смотри выше. Есть что сказать, но некогда, не умеет, не любит, скучно, страшно. Ему нужен человек, который превратит знания в книгу. Хорошую, настоящую. Как у профессиональных писателей. Но он такого пока не нашел. Вот и отвечает неловко: «Да знаете… как-то все некогда… то одно, то другое… может быть, в следующем году…»

Вот где-то на этом месте мы и знакомимся. Через полгода — готовая книга. Хорошая книга. Потому что автор — хороший эксперт.

А если речь о художественном произведении? Его можно написать на заказ?

Конечно, а почему нет? Главное — это «зачем», а не «можно ли». Например, большой популярностью пользуется жанр «Сказка для ребенка». Малыш еще только родился, а его родители уже хотят, чтобы у него была собственная сказка, о нем. Вместе сочиняем, иллюстрируем, делаем книгу.

Были случаи и с романами. Идея у заказчика есть, а с воплощением — сложности. Но это все больше истории про хобби. До массового читателя обычно все-таки доходит именно нон-фикшн.

А как обстоят дела с конфиденциальностью в случаях, когда текст создают на заказ наемные писатели?

Этот вопрос всегда был значительным для меня, но после того как несколько лет назад бандит времен лихих девяностых, заказавший лично мне биографию, похлопал себя по кобуре со словами «Не дай бог, кто узнает, что я не сам писал», я к конфиденциальности отношусь особенно серьезно. Да, это важно. Никто никого, конечно, не убьет, мир не рухнет, большинству все равно, и все-таки это неприятно, когда читатель узнает, что книга создана на заказ. Среди наших заказчиков есть и политики, и чиновники, и известные бизнесмены, медиаперсоны, преподаватели… нам болтать не пристало. Молчим, как мертвые рыбы. Болтливые редакторы долго не живут. Да и неинтересно нам это — судачить по углам. Работаем себе и работаем. Издательство — это помогающий сервис. Молчат врачи, молчат священники, молчим мы.

Написать, издать по вашей схеме — это дорого?

Слава богу, недешево, хотя, конечно, на рынке есть разные предложения. Счет на сотни тысяч рублей, если мы говорим о бумажной книге полноценного объема.

Допустим, написали, издали — что дальше? Сложить на балконе? Продавать у метро? Что делать автору, если его книга издана на заказ?

О, мой любимый вопрос. Инфраструктуру распространения вполне можно прикрутить к любому изданию: и традиционному, и на заказ. Достаточно издательству заключить договор с оптовой книготорговой компанией или иметь собственный торговый отдел. Книга попадает в прайсы, рассылается по магазинам. Хорошие (с точки зрения магазина) книги попадают на полки, плохие не попадают или быстро вылетают из ассортимента. Из онлайн-магазинов обычно ничего никуда не вылетает: веб-страница хлеба не просит. А теперь внимание, вопрос: а толку-то?

Какой толк от того, что где-то там, в далеких недрах интернета или на самой дальней полке магазина лежит ваша книга? Какой смысл в том, что через год магазины отгружают ее обратно издателю или автору со словами «Ну не шмогли мы, не шмогли»?

Если ваша книга издается традиционным путем, то издательство, конечно, будет поддерживать свою книгу: включать новинку в рассылки, организовывать приоритетную выкладку, еще как-то информировать потенциальных читателей. Может, сработает, а может, и нет. Но есть вероятность, что да.


«После того как несколько лет назад бандит времен лихих девяностых, заказавший лично мне биографию, похлопал себя по кобуре со словами “Не дай бог, кто узнает, что я не сам писал”, я к конфиденциальности отношусь особенно серьезно»


А если вы издали ее за свой счет? Что делать тогда, неужели действительно держать на балконе? Или платить за складское хранение и распространение приличные деньги, а через год забирать нераспроданный тираж?

Мне бы очень хотелось, чтобы этот вопрос каждый автор задал себе до того, как начал заниматься изданием. Распространить книгу — более чем реально. Продать нормальный (не безумный) тираж — более чем посильно. Сформировать собственную аудиторию — обязательная работа. Никто лучше автора не знает, как выглядят его читатели, чего они хотят, где водятся, что любят, чем увлекаются. Издательство обязательно поможет технически: создаст сайт, организует доставку и прием платежей, отзывов и обратной связи. Но главный — автор. Автор — царь, бог и властитель судьбы своей книги.

Сравните книгу с любым другим продуктом массового спроса, да хоть с молоком. Есть пять-десять известных брендов, они стоят в каждом «Перекрестке», в каждой «Пятерочке», в каждой «Азбуке вкуса». Мы видим их каждый день. Но полка магазина забита, новому продукту там нет места, а если и есть, то попасть на эту полку — дорого и долго.


«Распространить книгу — более чем реально. Продать нормальный (не безумный) тираж — более чем посильно. Издательство обязательно поможет технически: создаст сайт, организует доставку и прием платежей, отзывов и обратной связи»


При этом существуют сотни марок, которые продаются только в своем регионе, на малой территории. Вы никогда не слышали этих названий. И их производитель не имеет тех огромных издержек, что владельцы известных брендов, и маржа у него гораздо выше, хотя объемы — во много раз меньше. Он не пытается побороть гиганта; он находит собственное место.

Молоко — продукт скоропортящийся, на его продажу влияет масса нюансов. Книга же не портится, не прокисает, может быть доставлена в любую точку мира по заказу, ее рекламу может увидеть каждый, кому вы ее покажете в интернете.

Мое мнение: пользуйтесь этим. Не стремитесь сразу оккупировать все «Пятерочки», не всем дано стать ведущим производителем страны. Сконцентрируйтесь на своей аудитории, станьте номером один именно для нее. Понемногу аудитория будет прирастать новыми поклонниками, а автору остается только предлагать ей все новые публикации. Вот так это работает сегодня.

Были ли у вас случаи, когда автор находил спонсора на издание и продвижение книги?

Конечно, бывали. Это можно и нужно делать, и подобных примеров у нас множество. Расходы на издание бумажной книги — сотни тысяч рублей, для физического лица эта сумма немаленькая, тогда как для крупной или средней компании затраты на рекламу такого уровня — мелочи жизни. Спонсоров может быть и несколько.

Занимаясь изданием книги, подумайте: кому было бы выгодно разместить в ней рекламу? Наши примеры из практики: описание метода лечения и реклама медицинского препарата; рассказ об инновационном оборудовании с поддержкой крупного банка; лингвистическое исследование в редком языке — и средства, собранные национальной диаспорой, носителями этого языка; биография ученого-физика — и поддержка известного технического вуза; биография известного ученого — и вложения его благодарных учеников. Примеров десятки, и во всех случаях инициатива издания шла от физического лица.

Все эти издания успешны и нашли своего читателя, а могли бы никогда не появиться на свет. Все эти издания объединяет одно: их авторы задумались об источнике капитала до того, как занялись поисками издательства.

А что делать, если тема книги не очень конкретно указывает на область поиска спонсоров, а собственных средств категорически нет? Куда идти? На краудфандинговые платформы, конечно. Издавать, что называется, всем миром.

Может ли автор рассчитывать, что его книга окупится и принесет прибыль? Что надо предпринимать для этого?

Если вы имеете в виду, окупит ли автор все свои расходы и заработает ли денег на продаже сверху, то да, такой расклад возможен при очень активной позиции, но прямая прибыль будет невелика. Книга как товар — не самое лучшее средство обогатиться, если вы не профессиональный успешный писатель.

Другое дело, если у вас есть какой-либо иной проект или сфера деятельности, а книга служит подспорьем, дополнительным инструментом, рекламой. Вот тогда доход может быть просто превосходным! Причем книга может быть и художественной — в рамках поддержки коммерческого проекта. Такой опыт у нас был: один очень крутой московский квест заказал нам написание и издание книги, которую впоследствии дарили гостям в индивидуальной обложке с фотографией одаряемого. Отличное промо! Молодцы ребята.

Что бы вы пожелали авторам, желающим издать свою книгу?

Славы и денег, конечно. И самой успешной судьбы для вашей книги. От души желаю. Но только после коньяка.

Беседовала Арина Буковская


Следите за новостями «Литературно» в TelegramInstagram и Twitter


Читайте также:

Ольга Славникова: критик-киллер пишет только о себе