Летопись

Сцена из спектакля «Мадам Бовари» / genezaart.md

В этот день родился Гюстав Флобер — французский прозаик, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века.

Флобер говорит:

1. Весь прогресс, на который можно надеяться, — это сделать людей несколько менее злыми.

2. Весь талант писателя, в конце концов, состоит лишь в выборе слов.

3. Есть два врага у того, кто хорошо пишет: во-первых, публика, потому что стиль заставляет ее думать, побуждает к работе мысли, а во-вторых — правительство, ибо оно чувствует, что мы — сила, а власть не терпит рядом с собой никакой другой власти.

4. Когда уважаешь свой талант, не станешь прибегать к средствам, которыми завоевывают толпу.

5. Книга — организм сложный. И любая ампутация, любое изменение, сделанное чужими руками, калечит ее. Она может стать лучше, не важно, это будет уже не та книга!

6. Женщины вдохновляют мужчин на великие подвиги, но не оставляют времени для их исполнения.

7. Женщины слишком не доверяют мужчинам вообще и слишком доверяют им в частности.

8. Нужно всегда надеяться, когда отчаиваешься, и сомневаться, когда надеешься.

9. Человек отрицает природу, сокрушает ее, подавляет даже в своем теле, которого он стыдится и прячет словно преступление.

10. Все, что прекрасно, — нравственно.

флобер
Рукопись романа «Мадам Бовари» с многочисленными заметками и помарками Гюстава Флобера / Photograph Stéphane Briolant

12 декабря родился Гюстав Флобер (1821 — 8 мая 1880) — французский прозаик, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари» (1856), который чрезвычайно педантичный Флобер по много раз переписывал, потратив на него в итоге пять лет. А после выхода пришлось еще и защищать свой главный труд от обвинений в нарушении закона против «оскорбления общественной и религиозной морали и добрых нравов», из-за которых Флобера судили в 1857 году.

Как работал

Очень медленно: «Бовари» не идет. За неделю — две страницы! Есть с чего набить себе морду от отчаяния». Просыпался около десяти утра, не вставая, читал письма, газеты, курил трубку, беседовал с матерью. Принимал ванну, завтракал и обедал одновременно, отправлялся на прогулку. После прогулки час преподавал своей племяннице историю и географию, затем садился в кресло и читал до семи вечера. После обильного ужина несколько часов беседовал с матерью и, наконец, с наступлением ночи начинал сочинять. «В конце концов, работа — наилучший способ ускользнуть от жизни», — писал Флобер.

Читайте «Литературно» в Telegram и Instagram


А также:

Суд над Оскаром Уайльдом


По вопросам сотрудничества пишите на info@literaturno