Рецензия

Книжный обозреватель Сергей Шпаковский рассказывает о современной антиутопии и дебютном романе «Свободные и счастливые» хэппи-блогера Екатерины Северной.

Это, конечно, необычно, когда автор блога о счастье и яркой жизни пишет роман-антиутопию — такие ребята чаще штампуют повести, в которых растягивают до огромных размеров какую-нибудь крохотную христианскую или буддистскую притчу. В обычной жизни Екатерина Северная любит рассказывать, как ей нравится путешествовать, заниматься спортом и так далее, но в своем романе «Свободные и счастливые» она решила поговорить с читателями совсем о другом.

Вообще, с антиутопией произошла вот какая вещь: пройдя путь от «Левиафана» Томаса Гоббса до наших времен, она превратилась в такую же жанровую литературу, как детектив или фантастика. Понятно, что есть классики антиутопии — Оруэлл, Хаксли, Замятин и прочие, но в целом этот подвид художественной прозы стал привычным продуктом для ежедневного чтения в метро, своеобразным остросюжетным бодрячком, действенным лекарством от скуки. И роман Екатерины Северной «Свободные и счастливые» в своем жанре вполне хорош.

Главный герой этой истории Герберт, от лица которого идет повествование, просыпается после глубокого долгого сна. Он пережил автокатастрофу, в которой потерял жену и дочь, и узнает об этом только в день пробуждения. Но семейная трагедия — лишь первая большая новость, ошарашивающая героя. Выясняется, что Герберт провалялся в коме бесконечные сорок лет и ничуть не постарел. За это время наука шагнула далеко вперед, а общество изменилось до неузнаваемости.

Уже на первой странице романа происходит что-то странное: взрослый человек убегает от девушки с фотоаппаратом с такой же прытью, как от злой собаки или коллектора. Оказывается, Герберта хотят зафиксировать на фото с сигаретой в руке, а курение в наступившие времена, мягко говоря, не поощряется. В этом дивном новом мире с вредными привычками вообще все сложно — купить спиртное или табак можно, но потребляющие их люди стали угрозой для общества золотой эпохи Сатья-юга, века истины и чистоты. Тут же, хоть эпоха и золотая, появляются все пугающие элементы популярных антиутопий — городская система слежения, говорящий телевизор, который мы помним по «1984» Оруэлла, вот это вот все.

Дело в том, что пока Герберт спал, наступили фактически идеальные времена: ни убийц, ни воров, ни зависимостей, ни болезней, ни бедности. Ничего. Бедняге Герберту не хватает даже сигаретных окурков или любого другого мусора на улицах города, чтобы хоть что-то возвращало его к реальности, но мир уже никогда не будет прежним. В этом стерильном обществе все счастливы, спокойны и даже свободны, но нет ничего, что напоминало бы Герберту прошлую, настоящую жизнь.

Идеальный мир вселяет в Герберта неподдельный ужас: герой не видит здесь ничего, кроме фальши и лжи. Он быстро понимает, что за красивой обложкой скрывается сущий демон — тот самый, которого мы привыкли называть государственной машиной пропаганды. Но жители новой эпохи этого, разумеется, не замечают, они по горло заняты счастьем и саморазвитием.

Не желая мириться с таким беззубым и рациональным существованием, а также ведомый мотивом личной мести, Герберт решается на преступление ­— первое за двадцать лет в этом идеальном социуме. И начинается хитрое переплетение разнообразных сюжетных решений, одно другого бодрее. Роман «Свободные и счастливые» вполне мог бы стать сценарием для фантастического триллера.

Но основной сюрприз ждет читателя в середине повествования: все переворачивается с ног на голову, границы между хорошим и плохим стираются, и Герберту предстоит совершить нелегкий выбор: защищать мир, который он ненавидит — или стать убийцей? Стать героем золотой эпохи — или спокойно смотреть, как она разрушается и погибает, унося с собой десятки невинных жизней?


Читайте «Литературно» в TelegramInstagram и Twitter


Это тоже интересно: 

Эдуард Веркин: когда пишу, включаю канал про рептилоидов


По вопросам сотрудничества и рекламы пишите на info@literaturno.com