Рецензия

Арт: фрагмент обложки книги Ларса Миттинга «Шестнадцать деревьев Соммы»

Редактор «Литературно» Арина Буковская рассказывает о романе «Шестнадцать деревьев Соммы» Ларса Миттинга, автора нашумевшего нон-фикшна «Норвежский лес».

Кто у нас отвечает за рубку дров? Ларс Миттинг отвечает за рубку дров! Несколько лет назад норвежский журналист, писатель и любитель-лесоруб выпустил об этом книгу, которая неожиданно для него самого произвела фурор. Нон-фикшн «Норвежский лес» с названием, позаимствованным у Мураками, а тем в свою очередь позаимствованным у группы The Beatles, был сперва напечатан скромным двухтысячным тиражом, затем начал активно раскупаться и переводиться на другие языки, в том числе и на русский. В итоге сегодня по всему миру продано уже больше двух миллионов экземпляров книги Ларса Миттинга про то, как рубить дрова, разводить огонь и обретать тем самым гармонию с миром.

На фото: писатель Ларс Миттинг. Фото: Карстен Андерсен

Тем временем в наших магазинах появился и дебютный художественный роман норвежца-лесоруба — книга «Шестнадцать деревьев Соммы», в которой — понятное дело — деревья тоже играют далеко не последнюю роль. Это очень увлекательный, умеренно тягостный, сложный и умный норвежский детектив, где запутанная семейная история нескольких поколений частично помещена в декорации современной скандинавской глубинки, частично пропущена через мясорубки Первой мировой и нацистские лагеря смерти, а деревья — срубленные деревья — объединяют и разлучают, и даже убивают людей.

Семейную историю в новой книге Митинга пытается распутать молодой Эдвард Хирифьелль — фермер, выращивающий картошку «Синеглазку» на обособленном хуторе в небольшой норвежской деревне, в самой дальней ее части: «Народ травит байки про то, что мы, живущие здесь, палим по фургончику, в котором торгуют рыбой, из винтовки системы “Краг” и связываем узлом обувные ремешки на пьянчугах, которые отсыпаются под снопами». Родители Эдварда погибли много лет назад при странных обстоятельствах — далеко от дома, в заминированном со времен Первой мировой войны французском лесу возле реки Соммы. Во время трагедии трехлетний сын был с ними, затем на несколько дней пропал без вести, а когда нашелся, разумеется, ничего не помнил. После смерти деда, старательно оберегавшего Эдварда от тревожных семейных тайн, молодой человек постепенно начинает узнавать о поразительном прошлом своих родных.

Поиски ответов заводят Эдварда то на каменистые едва заселенные Шетландские острова, где случаются такие шторма, что им даже нет названия, то к французской реке Сомме, возле которой столетие назад произошла одна из самых кровопролитных битв в истории человечества. На пути встречаются любопытные норвежские священники, одинокие шведские парикмахерши, отзывчивые французские полицейские, но главный сюжет семейного триллера петляет вокруг людей, чьи профессии связаны с деревьями, — потомственных лесоторговцев и краснодеревщика-столяра. Герой приближается к цели медленно, но семейная история мало-помалу проявляется в его сознании, как черно-белая фотопленка.

Пока Эдвард Хирифьелль неторопливо разгадывает свою загадку, загадка разгадывает его — человека, в котором сплелись все ветви семейного дерева. Молодой фермер, почти никогда не покидавший хутор, в самом себе он находит гораздо больше, чем раньше мог предположить. Его история началась задолго до рождения. И эта подсвеченная, выхваченная из темноты забвения связь молодого героя с людьми и событиями далекого прошлого делает «Шестнадцать деревьев Соммы» этаким романом о памяти: жизни, прожитые до нас, хочешь не хочешь проявляются в каждом из нас, так уж лучше хранить память об этих жизнях.

Конечно, книгу Ларса Миттинга можно квалифицировать по-разному — в зависимости от того, с какого бока на нее смотреть. Этот норвежский детектив вмещает в себя значительно больше, чем традиционно ожидается от жанра. Одна история любви — неловкий роман современных принцессы и свинопаса — тянет на отдельное произведение, даже без отягчающих детективных обстоятельств. При случае Миттинг обрушивает на нас хронику битвы на Сомме или рассказ о рождение ребенка в концлагере, а между делом говорит о сортах картошки, музыкальных пластинках, старых машинах, карельских березах. И все это прекрасно вписывается в квест — не утяжеляет сюжет, не размывает интригу.

В общем, «Шестнадцать деревьев Соммы» — концентрированный плотный текст, который Миттинг сумел сделать еще и очень увлекательным, но даже без того было бы неплохо. Местами жесткий, по-норвежски сдержанный и немного хмурый, как погода на Шетландских островах. Но в самый раз для тех, кто любит такую погоду.


Ларс Миттинг. Шестнадцать деревьев Соммы. «Эксмо», 2018.

Это тоже интересно: 

Любовь Бросалина: «Болтливые редакторы долго не живут»

Читайте «Литературно» в TelegramInstagram и Twitter