Обзор

Арт: Рембрандт. Автопортрет (фрагмент)

Подборка интересного майского нон-фикшна. О книгах для «Литературно» рассказывают ведущий «Нашего радио» Игорь Паньков, научный журналист Ася Казанцева и другие.

«Ученые скрывают? Мифы XXI века»

Финалист премии «Просветитель», редактор портала «Антропогенез» Александр Соколов вооружает читателей в спорах со сторонниками альтернативных теорий, рассказывая, как различать научные и лженаучные факты. К примеру, как реагировать на заявление о том, что человек — продукт генной инженерии инопланетян или что основным двигателем эволюции наших предков была радиация. Легко и увлекательно Соколов учит читателей отбиваться от воинствующих дилетантов с помощью арсенала научных аргументов.

Ася Казанцева, научный журналист, автор книг «Кто бы мог подумать!» и «В интернете кто-то не прав!»:

— Александр Соколов написал веселую и зубастую книжку по борьбе с жуликами, самоучитель боевых искусств для тех, кто хочет легко и надежно отличать шарлатанов от нормальных ученых и добросовестных популяризаторов. Это очень важный навык в XXI веке, когда информации вокруг нас так много, что быть компетентным во всех областях уже совершенно невозможно, и приходится только выбирать, кому верить, а кому — не верить.

Александр Соколов. Ученые скрывают? Мифы XXI века. Издательство «Альпина Нон-фикшн».


«Глаза Рембрандта»

Английский историк Саймон Шама, прославившийся сценарием к документальному сериалу BBC «История Великобритании», написал книгу о Рембрандте по всем правилам большого романа: с множеством главных и второстепенных персонажей. Биографию художника обрамляет такой широкий исторически-культурный контекст, что Нидерланды в скором времени становятся понятны и близки даже тем, кто раньше знал только про тюльпаны и деревянные башмаки. Сам Рембрандт на фоне политических интриг, противостояния католиков и протестантов, борьбы испанских и голландских властителей показан, как на ладони — без прикрас и поклонения, но с большим уважением к гению.

Юлия Вербицкая, коллекционер, основатель Фонда поддержки искусств и музейной деятельности «Русские меценаты»:

— Что хочет узнать читатель, когда покупает книгу о Рембрандте? Перипетии из богатой событиями жизни художника? Скрытый смысл его полотен или разгадать особый способ его письма, предвосхитившего почти на 300 лет манеру модернистов и оказывающих таинственное, почти мистическое воздействие на зрителя? В книге Саймона Шамы вы найдете ответы на все эти вопросы, но не только.

Окунувшись в кипучую жизнь Голландской республики  XVII века, познакомитесь с секретарем принца Фредерика-Хендрика, тонким ценителем и меценатом Константином Гюйгенсом. Перенесетесь в ХХ век и выслушаете мнение уже нью-йоркских знатоков и кураторов. Далее – внезапный поворот – и вы свидетель дворцовых интриг и обстоятельств рождения и детства вечного соперника Рембрандта – Питера Пауля Рубенса. Попробуйте взглянуть на все глазами автора, историка – сквозь века. Ощутите магию времени и великих движений души. Книга Саймона Шамы может вам в этом помочь.

Саймон Шама. Глаза Рембрандта. Издательство «Азбука».


 «Как писать о современном искусстве?»

Эта книга что-то вроде методички от преподавателя лондонского института искусств «Сотби» и корреспондента журнала «Артфорум» Гильды Уильямс по написанию текстов об искусстве, да еще и современном, суть которого иногда почти невозможно облечь в слова. Есть тут теория и практика: книга не только рассказывает про стиль и структуру идеального текста, но и дает много примеров «что такое хорошо», учит избегать самых распространенных ошибок и делать журнальные статьи, пресс-релизы, блоги об искусстве самым увлекательным чтением в мире.

Ольга Неснова, искусствовед, главный редактор издания «АртМосковия»:

— Не так важно, что вы собираетесь создать как автор – критическую статью, заметку, эссе, исследование или что-то другое. Важно, что все они представляют свой, определенный вид жанра и подчиняются его требованиям, формам изложения материала, и, конечно же, правилам грамматики. Книга Гильды Уильямс является хорошей подборкой рекомендаций и практических примеров, позволяющих начинающему автору не запутаться в жанрах. И значит, не ошибиться с последовательностью выбора формы подачи текста. Следуя изложенным в книге простым и в тоже время обстоятельно и детально представленным рекомендациям, вы научитесь создавать хорошие материалы, смысл, идеи и содержание будут связаны между собой, а сами тексты понятны людям, которым они адресованы.

Гильда Уильямс. Как писать о современном искусстве. Издательство «Ад Маргинем».


 «Черный ветер, белый снег. Новый рассвет национальной идеи»

Книга бывшего главы московской редакции Financial Times Чарльза Кловера прослеживает корни «нового национализма», основанного на идеях евразийства. Евразийская теория впервые была сформулирована в трудах белых эмигрантов в 1920-е, затем ее развил Лев Гумилев, а со временем она воплотилась в геополитике Александра Дугина, направленной на создание евразийской сверхдержавы. Кловер анализирует причины и последствия стремительного подъема нового национализма.

Владимир Плотников, политический блогер:

— Становление евразийства показано у Кловера как единый процесс — от русской философии Серебряного века до новейших политтехнологий, в то же время повествование изобилует бытовыми зарисовками и пересказами разговоров, что существенно оживляет текст. Вместе с этим автор упрощает исторические процессы. Интеллектуалы вырабатывают те или иные идеи, спорят, приходят к общему мнению и так далее, в результате чего возникают политические партии и движения, которых ожидает различная судьба в зависимости от исторической канвы. Почему радикальные правые пользовались популярностью у эмигрантской богемы 1930-х? Почему правые пережили взлет после падения СССР? На эти, казалось бы, сами собой напрашивающиеся вопросы автор ответов не дает — ребята с выбритыми головами появляются в набцольском «бункере» как бы из воздуха.

Чарльз Кловер. Черный ветер, белый снег. Новый рассвет национальной идеи. Издательство «Фантом Пресс».


«Браво. Авторизированная биография группы»

Книга известного музыкального журналиста Алексея Певчева — веселая и жизнерадостная биография группы, собранная из многочисленных интервью, воспоминаний и баек. Есть тут и приключения со спецслужбами, и безумные выходки Жанны Агузаровой, да и в целом пьянящая атмосфера музыкального андеграунда перестроечных времен. На страницах книги можно найти совершенно неизвестные истории о группе, которая существует у всех на виду уже больше тридцати лет и, казалось бы, знакома, как облупленная. Но нет: Певчев «сдает» секреты «Браво» — некоторые даже вопреки воле музыкантов.

Игорь Паньков, ведущий «Нашего радио»:

— Я давно знаю Лешу Певчего и видел, как долго он работал над этой книгой. В результате вышла замечательная вещь, которая понравится не только поклонникам «Браво», но и всем любителям хорошей музыки. Книга читается очень легко, она прекрасно оформлена. Воспоминания людей, в разные годы связанных с «Браво», рассказы Евгения Ховтана дополнены отличным собранием архивных фотографий.

Алексей Певчев. Браво. Авторизированная биография группы. Издательство «Эксмо». 


«Цветочки Александра Меня»

Книга, название которой отсылает средневековому тексту «Цветочки Франциска Ассизского» об основателе ордена нищенствующих монахов, — это сборник воспоминаний об отце Александре Мене, знаменитом проповеднике и богослове, убитом по дороге к церкви в 1990 году. Записки о гениально одаренном пастыре заката советской эпохи, на проповеди и лекции которого собирались люди со всех концов страны. Среди авторов этих записок — писатели Александр Солженицын, Фазиль Искандер и Людмила Улицкая, актер Сергей Юрский, бард Александр Галич, дирижер Владимир Спиваков и многие другие.

Юрий Пастернак, составитель сборника, композитор и преподаватель:

— Книга эта начиналась в Крыму, летом 2010 года. Я писал воспоминания о моем духовном отце Александре Мене и отчетливо помню, как спустилась откуда-то сверху (возможно, с крымских гор), пришла и поселилась во мне эта новая идея: собрать под одной обложкой веселые и легкие шутки батюшки, его яркие и остроумные замечания, блистательные афоризмы, острые и зачастую неожиданные слова, сказанные по тому или иному поводу: на исповеди или в малой группе, в домашней обстановке или просто в беседе, по пути на станцию или в электричке… Сказанное отцом Александром нередко поворачивало жизнь человека, придавая его духовному пути новое евангельское направление, определенный и ясный вектор движения и развития.

Цветочки Александра Меня. Издательство «АСТ», «Редакция Елены Шубиной».