Интервью

На фото: Екатерина Яковлева

Перед выходом своей новой книги готик-поэт и рок-музыкант Екатерина Яковлева рассказала «Литературно», как писать мистические стихи под покровом ночи.

Ночь темна и полна ужасов: готовится к выходу третья книга готик-поэта Екатерины Яковлевой — баллады о вампирах и оборотнях, потусторонних мирах, конце времен и неизбежной смерти. О том, как три высших образования влияют на мироощущение, какой уютной может быть ночь и чьи стихи должна поглотить тьма, Екатерина Яковлева рассказала «Литературно».

Старинные особняки, свечи в канделябрах и дамы в воздушных платьях. Вся эта ненынешняя эстетика — своего рода бегство из мира, где «бранятся громко, много пьют»? 

Прошедшие времена мне близки — в них есть неповторимая меланхолическая романтика. Я бы хотела жить в эпоху Просвещения, а может и действительно жила тогда. И, да, это побег от реальности. Как писал Лавкрафт: «Нет другой темы, кроме непознанного, в чем бы я испытывал вдохновение и о чем мог бы писать. Жизнь никогда не интересовала меня настолько, насколько бегство от жизни». Мою поэзию нельзя назвать актуальной, она потеряна во времени. Она для тех, кто, как и я, испытывает малообъяснимую тоску по чему-то давно ушедшему.

На этом пути — кто вдохновляет? 

Из поэтов симпатизирую Бодлеру, хотя, признаюсь честно, не люблю чужих стихов. Редко нахожу в них созвучные моим мысли и чувства. А вот проза во мне вызывает гораздо более сильные эмоции. Парадокс в том, что написание прозы — не для меня, абсолютно не умею этого делать, да и терпения у меня не хватит. И при этом очень люблю прозу как читатель. Лавкрафта, несомненно — благодаря ему я вернулась к сочинению стихов. Его книги занимают особое место в моей библиотеке. Еще нравится Брэдбери: его мистика как тонкая вуаль, стиль изложения приятен. Сначала ведь влюбляешься в язык повествования, а уж потом в сюжет. Поэтому Стивен Кинг, например, мне кажется грубым. У Нила Геймана не так давно прочла «Никогде» — интересная идея о двух мирах, необычный финал, но все-таки чего-то не хватило, пока не решаюсь продолжить знакомство. Зато настоящим открытием для меня стала трилогия Карлоса Руиса Сафона: «Тень ветра», «Игра ангела», «Узник неба» — обожаю романы о книгах и писателях. 

На фото: Екатерина Яковлева

А что еще может сподвигнуть на написание «иномирных» текстов?

Мне нравятся картины Бекшински — черепа, скелеты, кости — моя тема. Люблю старые фильмы ужасов — у них особая атмосфера. Бела Лугоши — истинный Дракула. Но визуальные образы меня вдохновляют гораздо меньше, чем музыка. Я аудиал, и музыка для меня — неисчерпаемый источник вдохновения. Когда слушаю песни — возникают образы, которые потом перерождаются в стихи. Это очень волнующий процесс. Ну и, конечно, меня восхищают талантливые люди, способные создавать свою реальность, собственную вселенную, чье творчество глубоко и искренне. В музыке таким человеком для меня является Милен Фармер. Как и Милен, я вдохновляюсь миром бесконечной ночи, вечной тьмы.

А  ты бы хотела, чтобы тьма поглотила чье-нибудь творчество? Кого считаешь оппонентами? 

Людей приземленных, слишком погрязших в суете, чтоб отрастить крылья. Творчество многих современных авторов, особенно русскоязычное, вызывает у меня недоумение. Классику, кстати, тоже предпочитаю зарубежную. В поэзии на растерзание аду отдала бы многие образцы современной любовной и пейзажной лирики.

Как вообще работаешь? Бывают ли периоды затишья?

Каких-то особых условий для творчества у меня нет. Главное, чтобы было желание. Иногда пишу, когда вокруг люди и шум, иногда — дома при свечах за чашкой вечернего чая. Помогает моя меланхолия, она всегда со мной, это мое второе Я. Чтобы быть готик-поэтом, нужно быть готом в душе и в этом черпать вдохновение. Безусловно, случаются периоды застоя — когда я не пишу недели две и начинаю думать, что все, больше ничего никогда не смогу написать. Способ преодоления творческого кризиса для меня только один — заставлять себя писать. Иногда не хочется, иногда лень, но я знаю, что стоит только взяться за ручку — дальше все будет намного проще, дальше — вовлекаешься в процесс. Начать сложнее всего.

Допустим, кризис преодолен и книга стихов готова. Как продвигать необычное «тёмное» творчество? Литературные конкурсы, соцсети? 

Не думаю, что конкурсы могут помочь. Мало кто из читателей следит за конкурсами, тем более, что их с каждым годом все больше. Их аудитория — сами участники. Продвигаться сейчас тяжело не только с «тёмным», но и с любым другим творчеством, слишком много всего в литературном пространстве. Я не ищу читателей целенаправленно, просто выпускаю книги и иногда выкладываю стихотворения в своем паблике. Активность в сети — не для меня, едва сдерживаюсь, чтобы не удалить свою единственную страницу «ВКонтакте». Заинтересованные читатели есть, но я понимаю, что много их не будет, моя тематика специфична.

На фото: Екатерина Яковлева

У тебя три высших образования — с их получением связаны какие-то разные жизненные этапы? 

Я люблю учиться. Если саморазвитие останавливается — чувствую себя в болоте. Мне интересны разные области знаний: экономика, языки, которые люблю с детства, огромное удовольствие получила от обучения на психологическом факультете. Кроме дипломов о высшем образовании, у меня есть и другие с разных курсов. И с литературой это все связано напрямую: знания рождают скорбь. Это к вопросу о моей меланхолии.

Ты более десяти лет играла на ударных в группе Dezart. Почему не пишешь  стихи на музыку? 

Честно говоря, я подустала от музыкальной деятельности за десять  лет. Это был очень напряженный период, мне захотелось тишины: никаких репетиций, концертов, записи альбомов. Еще я почувствовала, что мое развитие остановилось, что путь, по которому я иду, это путь в никуда. Человеческий фактор опять же сыграл немаловажную роль. Может, я и вернусь когда-нибудь к музыке. Кстати, какое-то время я писала лирику на английском, занималась литературными переводами, в том числе для других музыкальных групп. Но сейчас, да, только стихи: поэзия как музыка, книги как альбомы.

Dezart — Vultures… (альбом Last Trace Of Human Being)

А не хотелось бы записать альбом на свои нынешние стихи? 

Я ведь композитором никогда не была, только инструменталистом, и плохо себе представляю, какие мелодии подошли бы моей поэзии. Была бы счастлива, конечно, встретить своего Лорана Бутонну. Вообще, записать альбом — хорошая идея. Интересно, например, получилось с «Моим демоном»: неожиданное прочтение моего текста, воплотившееся в романсе.

Романс «Мой демон». Муз. — Наталья Баронова, ст. — Екатерина Яковлева (обр. — Дм. Данилов). Исп. Дарья Тарасова. Аккомпанемент — Дмитрий Данилов.

В продолжение про рок-лирику: чья близка? 

Никогда не слушала русский рок, не знакома с ним, но когда в рецензиях на мои книги стали упоминать о «Короле и шуте», мне стало интересно, почитала тексты. Не ожидала, что в чем-то мы оказались похожими. Вообще мне нравится экстремально тяжелая музыка, такие направления, как black, death metal, grindcore и их подстили. У многих групп интересные, глубокие тексты, основанные на легендах и личных, близких мне, переживаниях, о социальных проблемах, о смерти.

А твой третий сборник — он о чем? 

Как раз о смерти. Сейчас дописываю эту книгу, должна выйти в следующем году. Мои книги различаются тематикой: первая была о чужеродности, вторая — о магическом начале, а третья будет посвящаться смерти. Практически во всех стихах смерть будет присутствовать в том или ином образе. За каждой книгой — своя энергетика, свое настроение, особое внутреннее состояние.

Тьма в твоих стихотворениях — она ведь зачастую уютная, где-то даже светлый полумрак. Что это для тебя — нечто уничтожающее или источник энергии? 

Тьма — моя стихия.  Мне в ней действительно уютно, хорошо, она меня вдохновляет и придает силы, оберегает и утешает. Причем тьма — не только мистическое понятие, но и вполне материальное — я люблю, когда темно. Люблю ночь.

Екатерина Яковлева — поэт и музыкант из Иркутска, член Союза писателей XXI века. Имеет три высших образования (экономист, лингвист, психолог). Сейчас готовится к выходу третья книга ее стихов. Предыдущие две — «Чужая» и «Темные искусства» — вышли в 2017 и 2018 годах. Екатерина Яковлева публиковалась в газетах и журналах «Литературные известия», «Союз писателей», «Поэтоград» и более десяти лет занималась музыкой в стиле black-death metal, в том числе играла на ударных в группе DEZART.

Собеседник: АК


Читайте «Литературно» в TelegramInstagram и Twitter


Это тоже интересно:

Алексей Румянцев: «Чехов пленных не берет»


По вопросам сотрудничества и рекламы пишите на info@literaturno.com