За несколько месяцев до российских президентских выборов в «Эксмо» вышел веселый роман украинской писательницы Марты Гримской «Усы стригут в полдень» — о фейковой политической партии с эксцентричным главарем, призванным перетягивать голоса у реальной оппозиции. Новинка так хорошо разошлась, что уже сегодня издательство выпускает ее продолжение — роман «Кто подставил Васю Покрышкина». Тем временем книжный обозреватель Игорь Бондарь-Терещенко поговорил с Мартой Гримской о шоу-бизнесе и пиарщиках, «Отпетых голодранцах» и дивном новом мире, который вот-вот придет на место старому.
Когда читаешь «Усы стригут в полдень», сразу вспоминается Остап Бендер, на которого похож ваш герой-авантюрист. Вы думали об этом, создавая роман? Он сделан по классическим лекалам жанра, или есть маленькие, как говорил Винсент Вега, отличия?
Ничего серьезного я писать не планировала. Ни о политической кухне, ни о хитроумных политических технологиях. У меня было много смешных историй о том, как порой серьезные люди, уверенные в том, что всё понимают и их не провести, попадаются на удочки пиарщиков. Об этом я и хотела написать — легкую, развлекательную вещь. Несерьезное дополнение к моему серьезному учебнику по основам пиара.
Но пока я разбирала свои многочисленные черновики, мне пришла идея, что хорошо бы, если бы все эти шутки рассказал какой-то персонаж, характер которого раскроется в процессе кампании. Как нельзя лучше на эту роль подошел парикмахер-комик, уволенный за яркую пародию на главного Босса. Такой типичный герой Вуди Аллена — «сладкий и гадкий», сомнительный и притягательный одновременно. И после этого моя история стала складываться довольно быстро.
Я думаю, читателю будет интересно наблюдать за тем, как маленький человек благодаря удачному стечению обстоятельств возносится на вершину Олимпа. Что с ним произойдет? Насколько легко или сложно оставаться человеком в том мире, где ценности и принципы — пустой звук? Не хочу пересказывать всего. Но повторюсь, ничего грандиозного я писать не планировала. Серьезные размышления не предшествовали моей книге, но, возможно, возникнут после ее прочтения. А может и не возникнут. Главное, чтобы мой текст вызвал улыбку на лице читателя. Это — главное.
Сатиры и юмора в романе хватает, и даже с лихвой! Пародий на трэш и безвкусицу, царящую на эстраде и в телевизоре, тоже в избытке: все эти группы «Отпетые голодранцы» и телешоу «Закормим до смерти»… Вы ставили своей задачей очередное развенчание мифов или подобный стиль — дань языку поп-культуры, масс-медиа, рекламы?
Вы правы, высмеиванием безвкусицы шоу-бизнеса и жажды наживы политиканов никого не удивить. Но у меня вопрос скорее не к ним, а к аудитории: а вам это нравится? Вы серьезно верите этим мистическим промываниям костей? Тогда это диагноз не только верхам. Не только теле-боссам, производящим подобные шоу. Телевидение — это лишь зеркало… Китч толпы является не меньшим злом. Надеюсь, все эти талантливые, но жутко самовлюбленные певцы, безэмоциональные красивые светские куклы, беспринципные советники вызовут не только улыбку читателя, но и заставят задуматься, как нас оболванивают и делают равнодушными.
Остроумны названия глав: «Маруся от кутюр», «До новых встреч в кефире». Вы полагаете, что успех книги — это, перефразируя классика, впряженные в одну телегу трепетная лань художественного слова и журналистский сленг? Как бы вы определили стиль вашей прозы?
Я думаю, что персонажи должны демонстрировать не только свои характеры, но и свой собственный язык. Все, кто любит интеллектуальный разговорный юмор — абсурдный и тонкий, надеюсь, получат удовольствие от чтения.
Искусно взбивать гламурную тему — так, чтобы перед глазами мелькали лейблы, бренды и ценники — умеют Бегбедер, Минаев, Денежкина. На кого из предшественников вы ориентировались, конструируя свой стиль?
Я бы добавила сюда еще Виктора Пелевина, который тоже мастерски описывает наше потребительское общество со всеми его пороками. Мой герой — как раз стопроцентное воплощение этого мира, где живут ради лайков в Facebook, навязанного статуса и низкого холестерина, который нужно поддерживать, несмотря ни на что.
То, что сейчас появилось большое число ток-шоу, сериалов, триллеров на социальные темы, которые имеют стабильно высокие рейтинги, — говорит о тенденции. Люди думают о карьере, примеряя на себя высокие посты. И я призываю задуматься об этом же. А что произошло бы с вами, окажись вы в аналогичной ситуации? Что выбрали бы вы: жизнь или кошелек? Смогли бы вы предать своих друзей ради места под солнцем? Не чрезмерна ли плата за хорошую жизнь? И куда в итоге заведет приоритет продажности? Как бы не оказался прав Алан Уотс, сказав, что «если вы лезете за счастьем по лестнице успеха, то в конце с горечью выясняете, что лестница стояла не у той стены».
Действие книги развивается стремительно, будто в сценарии или комиксе, по роману вполне можно снять веселое кино. Вы думали об этом, когда писали? Финал напоминает «На игле» даже без поправок на место и время.
Я бы охарактеризовала это как гремучую смесь фильмов «На Игле», «Хвост виляет собакой» и сериала «Босс» — все с поправкой на специфику наших лихих девяностых и сытых двухтысячных. И да, я бы хотела увидеть фильм, снятый по моей книге, но непременно развлекательный! Не просто вставить пару шуток в фильм, а чтобы зрители во время просмотра надорвали животы. Я верю, что наперекор всем медицинским канонам большие дозы хорошего юмора способны излечить от серьезных заболеваний и верхи, и низы.
Как вы думаете, от вашей книги возгорится пламя?
На этот вопрос я хотела бы ответить серьезно. Независимо от того, участвуешь ты в жизни страны, она все равно влияет на тебя, на твоих близких, на будущее твоих детей. Не нужно быть хвостом, которым виляет собака. Нужно включать мозги и анализировать ту информацию, что преподносят телевидение, радио, газеты, соцсети. Учиться отличать правду от лжи. Но и впадать в другую крайность, что «все пропало», тоже не стоит. Я так точно к числу пессимистов не принадлежу. Я верю, что в литературу, бизнес, науку рано или поздно придет активное меньшинство с новыми идеями, с новым масштабным видением проблем. В мире действительно происходят огромные изменения: привычный нам мир шоппинга и бездуховного существования заканчивается. Но если что-то исчезает, значит что-то новое придет ему на смену. И непременным условием этого нового мира будут читающие и думающие люди с глубоким понимаем процессов в обществе. Но при этом и не забывающие о культурных развлечениях!
Беседовал Игорь Бондарь-Терещенко
Читайте «Литературно» в Telegram, Instagram и Twitter
Это тоже интересно: