Летопись

Ярослав Могутин

Он родился в День космонавтики в семье советского детского поэта, сам стал поэтом и биография его — просто космос: журналист, художник, а также, на досуге, квир-порноактер.

Аня что случилось Аня 
что случилось с нами 
со всеми 
станем 
ли мы как прежде 
утешительно-вежливыми 
унизительно-прилежными 
питать словами надежду 
на ходу меняя одежду 

как прежде 
сохраняя в мозгу близкие запахи 
различать их среди и между 
прибалтика где-то замешкалась 
в раздевалках полураздевшись 
полуповесившись в вешалках 
что-то случилось 
промахи промахи 

Аня все нормально Аня 
ничего не происходит с нами 
со всеми 
мы никогда не будем больше 
облизываться языком обходя ногами 
берега буйнопомешанной свежепокрашенной 
светловолосой польши 
нам наверное уже никогда не стать тоньше 

ничего не надо мне Лена 
ничего не хочется 
я отказался смотреть глазами 
стратегическую карту географического мира 
выполняющего функции гобелена 
рядом с окном где стоишь ты полуупав 
полусвалившись 
полувыбросившись 
а там внизу ничего не происходит 
вот гляди он руками отводит 
мог бы оставить 
так было 

Таня перед глазами плыло 
Лена ничего никогда не было 

— Ярослав Могутин. Латышские каникулы в Польше.

12 апреля 1974 года в Кемерово у известного детского поэта Юрия Могутина родился сын Ярослав, выросший в русского писателя и американского квир-художника, а также в скандального журналиста, политического эмигранта (живет и работает в Нью-Йорке), эссеиста, поэта, автора семи книг, получившего престижную премию Андрея Белого, порноактера и модель.

Еще подростком Ярослав приехал в Москву, где стал работать журналистом в «Независимой газете», «Московских новостях» и журнале «Столица». Откровенные и провокационные публикации в газете «Новый взгляд» обеспечили Могутину известность и стали причиной возбуждения против него аж трех уголовных дел, по которым он мог получить тюремное заключение до семи лет.

В 1994 году свежесозданная Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ рассмотрела крамолу в содержании публикации «Чеченский узел. 13 тезисов» в газете «Новый взгляд», результатом чего стало возбуждение уголовного дела. Могутин был вынужден эмигрировать в США, где получил политическое убежище при поддержке правозащитных организаций, в частности Amnesty International и Американского ПЕН-центра. После отъезда публиковался и в «Новом взгляде», и в «Лимонке» Эдуарда Лимонова, постоянного колумниста «Нового взгляда» в 1993-1995 годах.

В рецензии на книгу «Лимониана, или Неизвестный Лимонов» «нововзглядовские» публикации Могутина охарактеризованы как «настоящий подарок для ценителей богемы и медиабезумия ранних девяностых».

В США интересы Могутина в большей степени стало занимать изобразительное искусство. Как художник он работает главным образом с фотографией, реже в жанрах видео и коллажа. Начиная с 1999 года персональные выставки Могутина проходят в Нью-Йорке, Берлине, Стокгольме, Москве. Фотоработы публикуются в журналах BUTT, The New York Times, The Village Voice, i-D, Visionaire, Bound & Gagged, L’Uomo Vogue.

Его поэзию, фикшн, эссе, интервью цитирует множество антологий. Литературные работы переведены на шесть языков. Сам Ярослав переводил на русский поэзию Аллена Гинзберга, эссеистику Уильяма Берроуза и фикшн Дэнниса Купера.

Под псевдонимом Tom International снялся в 1999 году в порнографическом агитпроп-фильме квир-режиссера Брюса ЛяБрюса Skin Gang, потом еще в четырех откровенных картинах Майкла Лукаса, позже, в 2004 году, под своим именем — в независимом кино Лауры Колейа Stay Until Tomorrow.

В 2004 году совместно с Брайаном Кенни основал SUPERM — труппу мультимедийного локализованного искусства, выставляющуюся в галереях и музеях Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Москвы, Берлина, Лондона, Бергена, Леона и Осло.


Читайте «Литературно» в Telegram и Instagram


А также:

Меланхолия, страсть и музыка Поля Верлена 


По вопросам сотрудничества пишите на info@literaturno.com